Navigation bar
  Print document Start Previous page
 187 of 191 
Next page End  

рассказ о группе американских солдат во время войны во Вьетнаме. Часть солдат указанного взвода
безжалостно убила нескольких вьетнамских жителей - обычных гражданских лиц. У ряда их
сослуживцев это поведение вызвало гнев, и в подразделении возник острый конфликт. Заканчивается
он тем, что двое парней из расколовшегося взвода оказываются убитыми своим собственным коллегой.
Размышляя над этим поучительным фильмом, я пришел к выводу, что бессмысленное насилие было
порождено в солдатах страхом - причем не только собственно страхом как таковым, но и отрицанием
страха. Они были напуганы до смерти, но вместо того, чтобы признать свой страх, отрицали его и
убивали других.
Страх представляет собой естественную эмоцию, которая присуща всем живым существам. Для
человека отрицать страх означает отрицать свою человеческую сущность. Но бояться вовсе не значит
быть трусом. Можно, испытывая страх, в то же время действовать мужественно - это и есть подлинное
мужество. Если мы отрицаем страх, то тем самым ставим себя выше естественного мира природы.
Кроме того, поскольку подавление всякого чувства достигается омертвлением тела, то подавление
страха воздействует одновременно на подавление гнева, печали и даже любви. Мы теряем Божью
благодать и становимся монстрами - иными словами, чем-то нереальным. Если кто-то наводит на меня
пистолет, я, разумеется, испугаюсь, что он может убить меня. Но страх оказаться убитым - это не то же
самое, что и страх смерти. Поскольку смерть не может быть отделена от жизни, она представляет собой
часть естественного порядка вещей. Когда она наступает именно как часть естественного порядка вещей,
мы в состоянии хладнокровно принять ее. Если человек чрезвычайно боится перед лицом смерти, то так
происходит потому, что он боится до смерти. Таким образом, если человек искренен перед собой, то он
свободен от всякого страха, включая страх смерти. Продолжая в том же духе, можно высказать и
обратное утверждение: если мы не боимся смерти, то в состоянии быть искренними перед собой.
Быть искренним перед самим собой означает обладать внутренней свободой, позволяющей
ощущать и принимать собственные чувства и быть в состоянии выразить их. Это означает также
отсутствие ощущения вины за испытываемые чувства. Если в человеке имеется ощущение вины, он
окажется не в силах открыто и прямо выразить свои чувства. У него в голове располагается цензор,
который отслеживает любое выражение чувств. Это не означает, что указанный цензор воздействует на
все его чувства. Мы не являемся младенцами, лишенными эго. Нам известно, какое поведение является
приемлемым для общества, а какое не является. У нас есть или должно быть чувство самообладания,
которое дает нам возможность выражать чувство словом или делом так, чтобы это отвечало нашим
потребностям и было эффективным с точки зрения обеспечения их реализации. Такой сознательный
самоконтроль не базируется на страхе. Страх парализует, и все действия и поступки индивида
становятся неуклюжими и неэффективными. Человек теряет изящную непринужденность, наделяющую
его действия, грациозностью и плавностью. Самообладание - это примета человека, чьи заявления и
поступки берут свое начало в острой и тонкой чувствительности по отношению к жизни и другим
людям.
Испытывать радость - значит вести себя с той милой непосредственностью, которая
характеризует поведение детей, чья невинность не была уничтожена, а свобода не была утрачена. Как
мы видели, под давлением низменных реалий современной семейной жизни дети довольно рано
лишаются присущей им невинности и свободы. Выживание, а не радость - вот что становится
центральной темой их жизни. Выживание требует хитрой изощренности, обмана, манипулирования и
неусыпной бдительности, которые основываются на страхе. Однако нацеленность на выживание
губительна для личности, ибо она требует отхода от самосознания, самовыражения и самообладания.
Жизнь превращается в борьбу, и даже в том случае, когда текущая ситуация индивида, ставшего
взрослым и самостоятельным, не несет в себе угрозы смерти, средний человек привычно продолжает
бороться, как он это делал всегда. Вновь и вновь я слышу от своих пациентов: «Я не в состоянии
рассказать вам, что я думаю или чувствую. Боюсь, что вы тут же выгоните меня прочь». Один из
пациентов сказал чуть иначе: «Я не в состоянии сказать вам, что люблю вас. Вы выгоните меня». А
другой формулировал так: «Я не могу проявить по отношению к вам хоть каплю гнева; вы велите мне
уйти». Даже то, что они смогли откровенно произнести такое, было шагом в направлении к свободе.
Быть открытым - даже с терапевтом, всеми силами поддерживающим свободное выражение чувств, -
для этого от человека требуется немалое мужество. Благодаря биоэнергетическому анализу запас
Hosted by uCoz