Если человек задыхается от не пролитых им слез, то он не может нормально дышать. Если горло
сдавлено, поток воздуха не может проходить через него как следует. Гортань Марты была стеснена
очень сильно, и это тоже вносило свой вклад в ее маленький, полудетский голосок. Указанная зажатость
имела в своей основе неспособность дышать глубоко и без затруднений.
Трудности, которые Марта испытывала с дыханием, становились еще более очевидными в ходе
выполнения следующего упражнения. Оно представляет собой второй шаг в выражении своих чувств. В
это упражнение входит нанесение ударов, что является выражением протеста. У каждого из нас
найдется кто-то такой, к кому хотелось бы как следует приложиться. Всем нам кто-то причинил
страдание или нанес рану, которую мы сами считаем совершенно незаслуженной. И мы располагаем
правом протестовать, спросить «за что?» или попросту стукнуть обидчика.
Я заставлял Марту проделывать это упражнение лежа на кровати. Мои указания сводились к
тому, чтобы быстро и часто колотить кровать вытянутыми в струнку ногами и одновременно вопрошать
«за что?». Под воздействием моих призывов она наносила резкие удары и при этом позволила своему
голосу возвыситься до пронзительного визга. На парочку минут моя пациентка дала себе возможность
как бы немного одичать. Когда все это закончилось, она засмеялась и сказала: «Я чувствую себя хорошо».
Но довольно скоро беспокойство вновь вернулось и она заметила: «Боюсь, если я буду продолжать в
таком же духе и потеряю над собой контроль, то потеряю и жизнь». Это был первый случай, когда она
как-то упомянула о страхе за собственную жизнь. Во время того сеанса я больше не углублялся в
указанный вопрос, но мне было абсолютно ясно, что с самого раннего детства она постоянно опасалась
за свое существование. Ей казалось в детстве, что если бы она попробовала истерически визжать, то ее
бы убили. Точнее, ее бы задушили. Сдавленность гортани была у нее напрямую привязана к этому
страху оказаться задушенной. Все обстояло так, как если бы кто-то неведомый держал руку на ее горле в
угрожающем жесте.
Возможность выплакаться и выговориться носит основополагающий характер для того, чтобы
человек почувствовал наличие у него права голоса в вопросах, которые касаются его лично. Узники
тюрем и рабы лишены такого права в своих собственных делах и именно поэтому не являются
свободными людьми. Но и дети также могут попасть в указанную категорию, если их запугали
настолько, что они не в состоянии издать громкий звук. Не являясь, понятное дело, рабами, такие
бедолаги обучаются подчиняться и вести себя тихо, считая подобную тактику методом выживания. Как
правило, они продолжают придерживаться указанного метода и в своей взрослой жизни, причем такой
человек не может избавиться от данного подхода, пока не приобретет конкретный опыт, который
заставит его понять: ни отчаянный крик, ни пронзительный визг не приведут ни к какому наказанию. С
другой стороны, существуют и такие индивидуумы, для которых подобный визг (в данном случае -
истерическое поведение) представляет собой едва ли не образ жизни. Я глубоко убежден, что оба этих
поведенческих трафарета вырабатываются в тех семьях, где для родительского отношения к детям
типичным является насилие или потенциальное насилие. Если ребенок не запуган до ужаса, то он
вполне может отождествить себя с родителями и принять для себя их модели и трафареты поведения. И
напротив, если ребенок чувствует себя в достаточной мере напуганным плохим отношением со стороны
родителей и видит в нем угрозу, то он уйдет в себя и станет тихим и послушным.
Все дети реагируют на любую форму дискомфорта плачем, который принято рассматривать в
качестве обращения к матери с призывом ликвидировать причину возникшего дискомфорта. Все
маменькины сынки и доченьки, попадая в дискомфортную ситуацию, будут звать мамочку. Но когда
человеческое дитя плачет, это все-таки больше, чем просто взывание о помощи. Даже если мать
отреагирует своевременно, плач ребенка может еще в течение некоторого времени продолжаться. Кроме
того, у младенца это ведь не одиночная нота или призыв, которые могут быть или не быть повторены, а
длительный, хотя и прерывистый, звук, привязанный к ритму дыхания. На самом деле плач грудного
ребенка - это как раз и есть те рыдающие звуки, которые издают и взрослые, когда испытывают
дистресс. Такое рыдание тоже вполне может рассматриваться как призыв о помощи, но для взрослых
оно имеет гораздо более глубокое значение, чем для детей. Оно выражает такую эмоцию, как печаль или
горе. Печаль обычно связывается с потоком слез, но бывает, что человек горько рыдает, а слез при этом
нет. В других ситуациях, напротив, слезы текут ручьем, а рыдания отсутствуют.
Поскольку звук и чувство связаны между собой весьма сильно, мы научились контролировать
|