в течение всего этого кошмарного периода боли и утрат, страха и беспомощности ее отец относился к
ней критически. Он укорял ее за то, что она не была такой симпатичной и привлекательной, как ее
покойная мать, такой сообразительной и ловкой, как мать, такой милой и обаятельной, как мать, и тому
подобное. Его основной жизненный принцип звучал так: «Выживает только сильный». В результате
Энн научилась, что человек не должен внешне проявлять эмоциональную боль, и она сделала то же
самое, чему обучается каждый из стремящихся выжить, - отделилась от своего тела и вся ушла в голову.
Будучи отрезанным от тела, человек перестает ощущать собственную уязвимость. Отождествляя
себя с эго, он также обретает иллюзию власти и силы. Поскольку воля представляет собой инструмент
эго, такой человек начинает по-настоящему верить в утверждения типа «кто ищет, тот всегда найдет»
или «тот, кто действительно хочет, обязательно добьется». Эти формулы верны до тех пор, пока тело
располагает достаточной энергией для того, чтобы обеспечивать неукоснительное выполнение
директив эго. Однако даже вся волевая мощь, имеющаяся в мире, не поможет тому человеку, у которого
отсутствует энергия для воплощения волевого посыла в жизнь. Здоровые индивидуумы не
функционируют в терминах волевой мощи, за исключением самых критических ситуаций. Мотивацией
нормальных поступков служат скорее чувства, нежели воля. Нет нужды ни в каких волевых усилиях,
если человек занимается именно тем, что он хочет делать. Тем более отсутствует необходимость
использовать волю, когда у человека присутствует сильное желание. Последнее представляет собой
энергетический заряд, который активирует импульсы и побуждения, ведущие к поступкам - свободным
и, как правило, доставляющим удовлетворение. Импульс является потоком силы, исходящим из
сердцевины тела в направлении его поверхности, где он стимулирует мышечную систему к действиям.
С другой стороны, воля - это та движущая сила, которая берет свое начало в эго - в голове - и стремится
действовать в направлении, противоположном естественным побуждениям человеческого тела. Так,
если кто-то испытывает страх, то естественное побуждение заключается в том, чтобы убежать подальше
от угрожающей ситуации. Однако это далеко не всегда будет наилучшим действием. Ведь невозможно
всегда избежать опасности в буквальном смысле слова «избежать», то есть уйти от нее с помощью
бегства, сбежать. Более мудрым способом действий может оказаться противостояние опасности, но это
совсем непросто сделать, если человек напуган и в нем силен импульс или влечение убежать. В
подобных ситуациях сознательная мобилизация воли с целью противостоять «естественной» боязни и
последующему страху является позитивным действием.
Описанные только что обстоятельства типичны в том смысле, что с ними часто приходится
сталкиваться ребятам, чьи родители издеваются над ними и угрожают им, Некоторые маленькие дети и
в самом деле пытаются сбежать из подобных домов, но их старания скрыться и уйти от ситуации
обычно носят беспомощный характер. Ребенок должен принять сложившуюся ситуацию и уступать
родителям, но одновременно он должен отыскать какой-то путь для сохранения и поддержания своей
цельности. Его подчинение не должно иметь тотальную природу, его воля не должна быть
окончательно сломлена. Бедный малыш натягивает тело в струнку и делает его ригидным в надежде, что
это поможет ему не сломаться, причем указанное действие исходит от такого посредника, как эго, и
реализуется через волевое усилие. Ребенок изображает на своем лице выражение решимости не
поддаться, не утратить контроль над ситуацией и пересилить страх. Хорошо известное хроническое
сжатие челюстей проистекает напрямую из этой навязанной самому себе необходимости сохранять
контроль над ситуацией. После того как ребенку благодаря хроническому напряжению тела и его
ригидности удается мобилизовать волю, это умение становится движущей силой в стремлении
властвовать, а оно в конечном итоге ведет к такому стилю жизни, при котором основополагающей
целью и темой бытия подобного индивида становится борьба за власть. В таких обстоятельствах плач
рассматривается как крах воли и капитулировать перед собственным телом и чувствами бывает не
просто невозможно, а немыслимо. Такой человек проживает весь дарованный ему век так, как если бы
его тело находилось в состоянии постоянной боевой готовности к критической ситуации. Разумеется,
никакая радость при этом не представляется возможной.
Капитуляция воли: отчаяние
|