Navigation bar
  Print document Start Previous page
 107 of 232 
Next page End  

согласиться с возражениями А. Адлера против универсальности «эдипова комплекса».
В отличие от З. Фрейда А. Адлер не подозревал пациентов в попытке обмануть врача, навязать
ему свою «рационализацию» вместо искреннего признания. Любовно-дружеские отношения между
врачом и больным, основанные на полном доверии друг к другу, представлялись А. Адлеру более
подходящей основой для лечения неврозов. Терапия, по А. Адлеру, — это продолжение воспитания там,
где человек встал на ошибочный путь. Индивидуальная психология А. Адлера с большой
осторожностью относится ко всякого рода схемам, классификациям, типологиям. Она не предлагает
свода правил лечения для типических случаев. Каждый случай лечения должен рассматриваться как
неповторимый и индивидуальный.
Главной идеей теории А. Адлера является триада: комплекс неполноценности, стремление к
компенсации и социальное чувство. Он категорически отвергает антагонизм сознательного и
бессознательного в человеке. Одним из первых он привлек внимание к роли воспитания —
эмоционального отвержения и попустительства — в возникновении невроза.
Желающих ознакомиться более подробно с адлеровской концепцией индивидуальной
психологии мы отсылаем к его работе «О нервическом характере» (1997). В заключение хотелось бы
отметить, что теория индивидуальной психологии А. Адлера оказала огромное влияние на
неофрейдизм.
Несколько позже А. Адлера к психоаналитическому кружку З. Фрейда присоединился
выдающийся швейцарский психиатр, ученик Е. Блейлера, Карл Густав Юнг (1875 — 1961). Он активно
сотрудничал с З. Фрейдом с 1907 по 1913 годы. Стал виднейшим последователем З. Фрейда. По
предложению З. Фрейда К. Юнг выдвигается на должность первого президента Международного
психоаналитического общества. Дважды он председательствовал (на третьем и четвертом)
психоаналитических конгрессах; в 1911-1913 гг. редактировал психоаналитический журнал «Jahrbuk»,
читал лекции по введению в психоанализ в Цюрихском университете. К. Юнг порвал с З. Фрейдом в
1913 году, после того как вышла в свет его книга «Метаморфозы и символы либидо», в которой он
отверг сексуальную интерпретацию либидо З. Фрейда. Далее интересы К. Юнга были сосредоточены на
практической деятельности. Он много путешествовал по всему миру, интересовался многими
философиями, в том числе даосизмом, буддизмом. Восточная философия оказала огромное влияние на
К. Юнга и способствовала созданию им аналитической психологии, одного из направлений
психоанализа. Во время своих путешествий К. Юнг познакомился с различными культурами, что в
значительной степени способствовало выделению им понятия «коллективного бессознательного»,
ставшего ключевым для всей аналитической психологии.
Структура психического бытия человека по К. Юнгу включает две фундаментальные сферы —
сознание и психическое бессознательное. Психология — в первую очередь наука о сознании. Она же —
и наука о содержании и механизмах бессознательного. К. Юнг оспаривал позицию З. Фрейда, который
выводил бессознательное из сознания. Он трактовал все наоборот. Все, что создается в сознании
первоначально, не осознается, и осознание вытекает из неосознанного состояния. В сознании К. Юнг
различал эктопсихические функции ориентации (ощущения, мышление, чувства, интуиция) и
эндопсихические (память, субъективные компоненты сознательных функций, аффекты, инвазии или
вторжения). Если эктопсихические функции сознания контролируются «Эго-комплексом», то в
эндопсихический системе лишь память, и то лишь в определенной степени, находится под контролем
воли. По мнению К. Юнга, мы можем приблизиться к бессознательному только благодаря свойству
эндопсихических функций не контролироваться волей. То, что достигло эндопсихической сферы,
становится осознанным, определяет наше представление о себе. Что-то в человеке выведено наружу,
что-то находится в тени, неосознанной стороне. Все, что находится в сфере бессознательного, К. Юнг
назвал подсознательным разумом или личностным бессознательным. Другое содержание, выведенное
наружу, автор определяет как коллективное бессознательное.
Содержания коллективного бессознательного не контролируются волей; они не только
универсальны, но и автономны. Для достижения сферы бессознательного К. Юнг предлагает три
метода: словесных ассоциаций, анализа сновидений и активного воображения.
Отдавая дань заслугам З. Фрейда, поставившего проблему сновидений в изучении
бессознательного, К. Юнг в толковании снов занимал принципиально отличную от него позицию. Если
Hosted by uCoz