самочувствие человека, однако мы полагаем, что такое ухудшение состояния носит временный характер
и не достигает уровня болезни.
Известны случаи, когда под влиянием отрицательного словесного воздействия возникали
тяжелые невротические заболевания. Патогенными могут оказаться однократно действующие
сверхсильные и многократно действующие более слабые раздражители. В первом случае говорят об
острых, во втором о хронических психических травмах или психотравмирующих ситуациях.
Интересно проследить в историческом аспекте этиопатогенез неврозов.
Современное учение о неврозах выросло из учения о неврастении и истерии. Очень многие
понятия, относящиеся к истерии и сохранившие свое значение до настоящего времени, были введены
Шарко. Он дал классическое описание клиники истерии, в частности фаз клоунизма, страстных поз,
выгибания дугой. Яркие описания истерических состояний данные Шарко привлекли всеобщее
внимание. Шарко учел, что такие больные очень подражательны и внушаемы, их воображение так живо,
что они легко воспроизводят болезненные картины даже органических заболеваний. Ему принадлежит
образное выражение: «истерия великая подражательница, симулирующая другие заболевания». Для
Шарко истерия была особой болезнью, своего рода психозом с определенными патофизиологическими
изменениями в основе.
Неврастения это понятие, данное американским врачом Ж. Бирдом (1880), который описал
под этим именем комплекс болезненных явлений, связанных с повышенной возбудимостью,
нервностью, утомляемостью, головными болями. Он считал, что неврастения развивается в результате
утомления и недостаточного питания нервной системы и связана с американскими условиями жизни, с
ее повышенными темпами.
Ж.
Бирд думал главным образом об экзогенной обусловленности описанной им неврастении.
Мебиус, вскоре выделивший особую клиническую картину под названием «нервность», выражающуюся
в чрезмерной раздражительности и слабости нервной системы, подчеркивал роль конституционных
моментов. Эта концепция была принята и другими исследователями. Одни из них думали об особой
повышенной раздражительности мозга, другие о соматической недостаточности, астеническом
сложении. Таким образом, рядом с неврастенией, вызванной внешними причинами, выделялась
эндогенная или конституциональная нервность, которая проявлялась в симптомах как соматического,
так и психического порядка. По мнению Бирда и Мебиуса, в основе лежали соматические расстройства.
Французские исследователи особое внимание обратили на психическую структуру картин нервности, в
связи с чем П.
Жанэ (1911) разработал концепцию психастении. Примыкая к конституциональной
нервности, ввиду ее принадлежности к врожденным состояниям, ее в дальнейшем выделили в
обособленную клиническую форму в виде своеобразной психической слабости, ослабления волевых
побуждений, абулии, неуверенности и одновременно наклонности к навязчивым явлениям и фобиям. П.
.Жанэ думал, что в основе таких явлений лежит особое состояние мозга, может быть, особый химизм.
Следует подчеркнуть, что как у Бирда, так и у Мебиуса концепции неврозов были соматическими. В
дальнейшем у многих исследователей, в особенности у З. Фрейда, а также К. Адлера, они стали чисто
психологическими. При этом утратилось представление о клинических формах.
З. Фрейд (1911) считал, что все без исключения неврозы являются продуктом нарушения
правильного развития полового влечения «либидо» с регрессом к одной из детских «инфантильных» фаз
его развития. Он трактовал навязчивости как «символы сексуальных переживаний раннего детства,
связанные с каким-нибудь сексуальным удовлетворением и, вместе с тем и чувством вины».
Р. Ясперс (1913); К. Шнайдер (1923); Е. Кречмер (1927); Е. Кан (1928); Н. Гофман (1928),
оставаясь на фрейдовских позициях, трактовали невротические симптомы как защитный механизм
против запретных моральных влечений. З. Фрейд (1929) навязчивые действия при неврозах объяснял
психологическим значением прикосновения, которое означает собой начало всякого обладания, всякой
попытки подчинить себе человека или предмет.
Последователи З. Фрейда, то есть «неофрейдисты» в лице Е. Фромма (1941); К. Хорни (1939); Х.
Салливана (1953), отличались взглядами от своего учителя только по форме. Они считали, что причина
конфликтов у человека не связана только с «эдиповым комплексом», являющимся альфой и омегой
классического психоанализа, а прежде всего с социальными условиями, с взаимоотношениями
организма с внешней средой, главным образом с обществом, в котором он живет и трудится.
|