личности этих больных можно обнаружить, что в детстве они страдали быстрой утомляемостью хотя
внешне ничем не отличались от своих сверстников и окружающие этого не замечали. Чувство
боязливости проявлялось в их стремлении дружить с более сильными, более выносливыми людьми,
которые могли бы их в нужную минуту защитить, помочь в учебе. Пациенты сами о чувстве боязливости
не говорят, а может быть, и не осознают его. Они, как правило, активны, общительны, но никогда не
бывают откровенными со своими сверстниками. Иногда, в трудных ситуациях, внешне держатся
спокойно, но спокойствие это достигается ценой больших усилий и большого напряжения. По нашим
наблюдениям, у больных неврозом навязчивых состояний в преморбиде отмечались застенчивость,
робость, впечатлительность, неуверенность в себе. В клинической картине этих больных отмечены
фобии. Чаще всего страх смерти, клаустрофобия, агорафобия, страх перед острыми предметами т.д.
Причем, в большинстве своем, страх возникает после острой психотравмы, почти одновременно с ней.
Выше мы уже давали краткую характеристику навязчивостей. В связи с тем что долгое время
навязчивости ассоциировались с понятием невроза навязчивых состояний и все виды навязчивостей
рассматривались только в рамках невроза, хотелось бы остановиться на клинических особенностях
навязчивостей, их разновидностях и принадлежности.
Ряд авторов (С.Н. Давыденков (1963); В.А. Гиляровский (1954); М.О. Гуревич (1940); и др.)
отмечали, что навязчивые состояния могут встречаться у совершенно здоровых людей как результат
переутомления, или действия каких-либо истощающих организм факторов (инфекции, интоксикации,
алкоголизм и др.). Бывает, что «застревают в голове» какая-либо мелодия, мысль, слово или цифра, от
которых трудно отделаться. Иногда перед сном у человека появляется беспокойство по поводу того,
закрыл ли он двери на засов, выключил ли газ, погасил ли свет, и т.д.; он встает и все проверяет, а через
некоторое время снова появляется беспокойство, и он проверяет уже проверенное. Также можно
многократно проверять наличие билета, ключа и денег в кармане и т.д.
Некоторые люди необыкновенно требовательны к порядку в своей жизни. Они по-своему
укладывают свои вещи, предметы повседневного обихода: кошелек, расческу, ключи от квартиры или
машины, носовой платок всегда кладут в одно и то же место. Но все это для них не сопряженное с
беспокойством, то есть свидетельствует только об их педантизме.
В настоящее время все навязчивости разделяют условно на три группы: навязчивые страхи,
навязчивые мысли и навязчивые действия.
Чаще всего наблюдаются навязчивые страхи (фобии). Разновидностей последних так много, что
их невозможно перечислить, их сейчас насчитывается более 2000, многие имеют специальные
названия. Мы познакомимся с некоторыми из них.
Одна из самых старых фобий боязнь пространства, известная под общим названием
агорафобия.
Сюда относится боязнь площадей, улиц и т.д. При одной мысли, что больному нужно
перейти площадь, им овладевает страх, что ему это не удастся, что он упадет, что он умрет, что его
переедет трамвай. Нередко больной безуспешно борется с этим состоянием, понимая несостоятельность
этого страха.
Клаустрофобия, или боязнь замкнутых пространств, проявляется в том, что больным овладевает
страх, связанный с мыслью, что на него могут обрушиться потолок и стены помещения, иногда страх
овладевает им при езде в вагоне поезда, кажется, что он умрет, если не выберется из вагона поезда.
Очень часто этот страх развивается в метро. Такой страх, связанный с нарастанием скорости поезда, был
описан В.Ф. Чижом (1912).
В.М. Бехтеревым (1896) описано болезненное состояние, связанное с боязнью покраснеть в
обществе. Это состояние мучительного ожидания и страха покраснеть совершенно не вовремя и
некстати настолько тягостно для больных, что повергает их в отчаяние и нередко приводит их к
суицидальным мыслям. Кроме того, В.М. Бехтеревым (1899; 1900; 1902) были описаны «навязчивая
улыбка», «боязнь чужого взгляда» и др.
Некоторые авторы выделяют навязчивые действия, иногда проявляемые в ритуалах (С.С.
Корсаков (1913); K. Jaspers (1913); С.А.
Суханов (1914); П.Б. Ганнушкин (1933); В.А. Гиляровский
(1954)).
И.Т. Ментеташвили (1956) считает, что ритуал по своему существу в корне разнится от всех
видов навязчивости. Он рассматривается автором как защитное действие.
|