Navigation bar
  Print document Start Previous page
 27 of 111 
Next page End  

раз и обеспечивает вхождение этого явления в непротиворечивое единство бытия; принцип
определенности как бы раскрывает явлению возможность быть.  
    
Как говорил И. Ньютон «в физике все, что не запрещено, имеется».
3
    Зададимся вопросом: что есть случайность? «Случайность» — понятие относительное;
ибо любое явление полностью определено в своем происхождении. Но, когда явление
зависит от множества факторов, которые изменчивы и являются решающими, то в силу того,
что мы не можем отслеживать влияние всего этого многообразия на явление, мы говорим,
что явление носит случайный характер. В действительности же явление просто очень
чувствительно к изменяющимся условиям. Например, подбрасывая монетку, мы полагаем,
что исход будет случаен. Но в действительности он полностью определен. Просто исход
события очень чувствителен к факторам, его определяющим: движению молекул воздуха,
силы толчка, наклона руки и т. д. Но если мы будем подбрасывать монетку бесконечное
число раз, то увидим, что количество исходов «решка» и «орел» будет равновеликим. Здесь
мы и сталкиваемся с тем, что в принципе исход события в каждом конкретном случае
определяется всеми условиями состояния окружающей среды, но для нас, как
воспринимающих это явление, оно носит случайный характер. То есть, случайность 
появляется только на уровне человеческого восприятия, на уровне отношения человека к
Природе. Здесь Природа через человека видит себя как случайное проявление. Также и
человек, который принимает решения, слишком подвержен влиянию разных факторов:
мгновенью настроения, состоянию здоровья, информированностью и т. д. Поэтому, нам
только кажется, что что-то происходит случайно. Но в этом для нас заключается вся
прелесть жизни. В этом чувствуется, что значит быть человеком! Это значит по особому
видеть и воспринимать этот мир. Не будем забывать, что мы пребываем на определенном
уровне взаимоотношений с Природой, на определенном качественном уровне бытия, где
качество есть бытие для другого. Природа в принципе через человеческое познание
стремиться к собственной предсказуемости. И в идеале для нее хорошо бы знать полную
свою определенность. Но это невозможно в силу принципа ограниченности.
    Вообще говоря, мыслить о случайности происходящего, это все равно, что полагать
землю неподвижным центром вселенной, вокруг которого все вращается. Случайность, как
правильно отметил Гегель, есть вообще лишь нечто такое, что имеет основание своего бытия
не в самом себе, а в другом.
         Примечание. У инстинктов своя логика. Представьте себе животный, естественный мир.
Он подчинен определенным закономерностям, ими занимаются этологи. Человеку,
находящемуся на более высоком уровне, отчасти становится доступна эта логика. Уровень
доступа высок. Но это не говорит о том, что не существует пластов бытия, которые останутся
для нас недоступными. Мы никак не можем отделаться от того, что в некоторых
«случайностях», которые мы только воспринимаем как случайности, потаена рука
провидения, фатализма, которая направляет, оберегает или толкает в пропасть. Почему нам
иногда кажется, что Природа бывает благосклонна к нам, а иногда холодна. Почему нам
кажется, что от нас что-то скрыто? Это уже мистическое постижение…            
    
4
    Понятие «свободы выбора», также как и понятие «случайности» появляется на уровне
человеческого бытия; оно лежит в плоскости бытия человека. Со стороны же Природы все
жестко определено, и дихотомия закономерность-случайность по своей сути есть просто
выражение степени непредсказуемости будущего. Этим доказывается определенность
Hosted by uCoz