В качестве примера, иллюстрирующего принцип рождения нового качества, можно
сказать следующее: произведение великого художника, в сущности, состоит из
определенного количества мазков, где каждый мазок занимает свое конкретное место и в
целом эти мазки уже не есть простой набор, а есть нечто большее, есть целая картина. Само
понятие «синергизма» является, по сути, выражением принципа рождения нового.
Примечание. Когда человек видит перед собой беспорядок, какое чувство начинает
одолевать его? Раздражение от дезорганизации, под воздействием этого чувства так и хочется
расставить все по своим местам. Видимо, похожую природу имеют силы Природы, служащие
самоорганизации в ней. Главное это принцип механизма, который реакционно
устанавливает необходимость упорядоченности.
3
Все системы можно условно разделить на два типа: диссипативные и интегрируемые (не
в смысле Пуанкаре), где под интегрируемыми системами понимаются системы, которые на
уровне целого способны проявлять новое интегрирующее качество, а под диссипативными
системами мы можем понимать те системы, которые, будучи предоставлены самим себе,
стремятся к максимуму энтропии (к возрастанию хаоса), то есть для них выполнено второе
начало термодинамики. Основное же отличие интегрируемых систем от диссипативных
состоит в том, что в интегрируемых системах всегда проявляется некоторое интегрирующее,
связующее начало (идея), которое объединяет систему и не дает ей рассыпаться и рассеяться.
С утратой же этого качества интегрируемая система превращается в диссипативную. Таким
образом, принцип рождения нового качества утверждает существование интегрируемых
систем. Примером интегрируемой системы служит человек, где интегрирующим качеством
является воля, которая есть качественное преобразованная энергия (энергия жизни); с
утратой механизма, преобразующего энергию извне в энергию воли, человек умирает.
Интегрируемость и диссипативность суть состояния систем, выражающих
направленность их изменения к становлению или к хаосу соответственно. Существенным
подмножеством интегрируемых систем являются самоорганизующиеся системы, но к
интегрируемым системам принадлежат и те, которые развиваются в результате сильного
внешнего воздействия (хотя развитие идет изнутри). Введя эти два понятия, мы можем
сказать, что вообще всякое развитие есть интеграция, и становление Логоса идет только
через интеграцию, которая дает возможность проявляться новому качеству, причем новое
качество всегда рождается из глубины системы: бытие как бы выходит изнутри. Таким
образом, всякое развитие идет через интеграцию, тогда как регресс через диссипацию;
интеграция есть устремленность ввысь, диссипация есть устремленность к хаосу. Через
интеграцию идет наслаивание верхних, качественных пластов бытия, тогда как через
диссипацию происходит их уничтожение. Кстати сказать, единство Логоса как раз и
проявляется в том, что каждая частичка в интегрируемой системе как бы по мановению
волшебной палочки знает свое место, ее место определяется интегрирующей, стержневой
идеей интегрируемой системы.
Примечание (к теореме Белла). Единство проистекает из единства Логоса. Суммарный
заряд двух спинов равен нулю. Это математическое соотношение. Эта непрерывная
взаимосвязь происходит в Логосе. Помните, что правильность утверждения возникает в
момент формулировки утверждения. Логические связи находятся вне условий пространства и
времени. Здесь взаимодействие одновременно. Мир (фундаментальная часть) Логоса является
мгновенным проводником единства всей Вселенной, ибо он одновременно представлен в
каждой точке пространства и времени. В момент события его структура определяется
|