Navigation bar
  Print document Start Previous page
 42 of 111 
Next page End  

Качественная множественность (принцип многообразия)
1
     Качественное бытие Логоса является асимметричным, то есть интегральное единство в
каждой точке пространства в каждый момент времени может иметь разные значения, то есть
бытие представляет собой качественное разнообразие. Можно спросить: почему мир
неоднороден и не представлен одним качеством? Чему это противоречит? Почему мир не
может быть симметричным, например, составленным из кубиков, одинаковым по своим
качествам и разнящимся только по величине, которые, в свою очередь, составлены еще из
более маленьких кубиков и т. д.?
     Заметим, что качественное разнообразие уже содержится в количественном
разнообразии, то есть качественное разнообразие уже предполагается пространственно-
временным условием существования; ибо разные количественные величины, и это очень
важно, суть разнятся уже качественно в силу того, что они просто разные по величине, а
разные величины есть качественно разные величины, на этом стоит вся теория чисел. Каждое
число имеет свою индивидуальную особенность.  
  Любое количественное различие уже предполагает качественное
(в противовес
Гегелю). Мера определяет границы качества, то есть количество определяет границы
качества без значительных изменений. С превышением меры качества меняется само
качество, то есть количество переходит в качество (в смысле Гегеля). 
          Почему еще древние предавали чувству меры такое значение? Ибо человеческая (да и
не только) природа со временем всегда стремится выйти за определенные границы.
 
     Попробуем показать невозможность абсолютной однородности бытия. Предположим,
что существует нечто абсолютно однородное и простое. Тогда сразу же исчезает принцип
Гегеля перехода количества в качество: если мы будем мельчить до бесконечности наш
однородный объект (не будем забывать, что количество — понятие относительное,
соизмеряемое с человеком), то в силу его идеальной однородности количество никогда не
будет переходить в новое качество. Качественная однородность в этом случае не зависит от
количества. Физики безуспешно пытались найти такую фундаментальную однородную
частицу, в силу принципа Гегеля она просто невозможна; если бы она была возможна, то в
рамках этой частицы наблюдалась бы абсолютная однородность, где нарушался бы принцип
перехода количества в качество. Этот вывод мы могли бы сразу получить, если бы
изначально полагали, что разное количество само уже несет в себе разное качество. Таким
образом, материя бесконечно разнообразна по качеству и вглубь и вширь. (Хотя физики
пришли к тому, что не могут более делить частички; ибо при делении они множатся; но весь
вопрос в том, что физически не могут).
    Отметим также, что абсолютная однородность исключает взаимодействие внутри себя:
поскольку протяженность уже предполагает различие, части и сосуществование этих частей,
то это уже в свою очередь предполагает соотнесение частей и их взаимодействие. Если
исключить взаимодействие внутри предмета, то он тут же уничтожается; ибо всякое
существование есть взаимодействие. Таким образом, мир не может быть однороден, иначе он
выродился бы в ничто. 
         Теперь мы можем сформулировать еще один принцип бытия, принцип многообразия:
Природа стремится к максимуму многообразия, так сказать, стремится реализовать все
возможные (к примеру, комбинаторно) варианты бытия. 
     Примечание. Интересно, по какой такой внутренней побудке мы стремимся сохранить
вымирающие виды, занося их в красную книгу,  охраняя и оберегая? Или почему так печемся
Hosted by uCoz