Унижение и возвышение своего рода основная пружина бытия, приводимая в
движение отрицанием.
2
Невозможность абсолютного ничто есть вместе с тем полагание базисной части бытия
Логоса. Но как есть изменчивая часть Логоса? В силу принципа отрицания бытие изменчивой
части Логоса есть непрерывное отрицание и, как бытие, есть отрицание ничто. Отрицание
ничто есть вместе с тем утверждение жизни и утверждение ее как воли к превосходству. Как
сказал один восточный мудрец: «вечная жизнь скрыта в смерти».
Сама жизнь есть постоянная борьба с ничто, со смертью, борьба как отрицание ничто, и
потому вместе с этим жизнь есть постоянное утверждение, утверждение как превосходство
посредством отрицания. Жизнь есть убегание от ничто, это убегание выражается в переходе
от хаоса к космосу (как усложнение и возвышение), где переход от хаоса к космосу
осуществляется через волю к превосходству. Таким образом, в основе воли к превосходству
лежит отрицание как основа бытия.
Примечание. «Истину как бытия, так и ничто представляет собой единство их обоих, это
единство есть становление (Гегель, Энциклопедия философских наук, том 1, п. 88)» С нашей
точки зрения мы можем сказать так: единство бытия и ничто есть единство в противоречии,
потому есть напряжение, порожденное отрицанием, это единство есть как воля, воля как
становление. А так как всякое становление есть возвышение, то противоречие бытия и ничто
выливается в волю к превосходству, как снятие.
Примечание. (Грандиозная философия Гегеля, что старые рыцарские доспехи).
2.1
Мы уже обозначили границу власти ничто, как возможность только уничтожения
изменчивой части Логоса, то есть всего того, что рождается и подвержено смерти и не несет в
себе элемента вечности.
Во власти ничто мир похож на однородное облако, находящееся в
состоянии равновесия, это состояния эфира с максимальной разряженностью среды, это
состояния есть тот нижний предел, который может быть достигнут отрицанием всего
существующего; это состояние есть результат низведение мира до максимального уровня
энтропии и хаоса, и обозначается как нижний предел регресса (этот предел не существует,
как не существует самого маленького положительного числа); это состояние также
характеризуется минимум разнообразия проявляемых качеств и есть состояние «полной»
власти ничто. Но в таком состоянии мир не может пребывать вечно; ибо его бытие есть
отрицание и в силу того, что отрицать в процессе регресса дальше не куда, то, достигнув
предельного уровня локального отрицания
(в какой-то обособленной области), мир
утверждает себя и утверждает как новое качество, то есть происходит становление.
Это
становление по своей сути есть рождение нового. Таким образом, в основе воли к
превосходству лежит принцип отрицания, и воля к превосходству обозначает собой
направление перехода мира от состояния хаоса к состоянию космоса (порядка). Вопрос,
конечно, остается: Почему отрицание не есть бесконечное отрицание, как стремление к
нижнему пределу? Ответ состоит в ограниченности качеств и в том, что количественные
изменения с некоторого момента переходят в качественные. Бесконечное уничтожение
невозможно.
Только что мы ввели новое понятие: «предельный локальный уровень отрицания»,
которое обозначает тот предел, до которого возможно отрицание с увеличением энтропии, то
есть регресс в какой-то локальной, ограниченной (пространственно-временной) области.
|