Понятие «пустого пространства» не имеет смысла, ибо противоречиво в себе.
Удивительно, что физикам это стало ясно только после создания теории относительности.
Фритьоф: «Самый высоко интеллектуальный философ Махаяма Амвагхоша утверждал:
Сама же действительность, или Пустота, не просто состояние незаполненности, а
единственный источник всей жизни и единственное содержание всех форм».
«Вакуум живая пустота, в которой непрерывно рождаются и исчезают частицы, в
пульсации которой берут начало бесконечные ритмы рождений и разрушений. Это кипящий
котел».
Ци, эфир, энергия, одушевляющая космос, какова ее природа? Напряженность. Цзай Цей:
«Когда ци конденсируется, оно становится видимым, в результате чего появляются
очертания. Рассеиваясь, ци перестает быть видимым, и очертания исчезают». Восточное
представление говорит, что все происходит в непрерывном круговороте Янь и Инь,
благодаря их постоянной смене, превращении друг в друга.
4.1
Когда острый, как бритва, нож перерезает горло животному, вместе с кровью, бьющей
фонтаном, палач вырывает у него душу. Сквозь разорванную плоть с душераздирающим
криком наружу вырывается жизненная сила, сохраняющая целостность существа. Страшное
зрелище, жизнь переходит в смерть, смерть овладевает жизнью. В эти мгновенья ощущается
вся невероятная сила желания жить, сила, благодаря которой затягиваются раны, сила,
борющаяся с невзгодами и напастями.
Сэппуку (харакири) совершается с криком. Невозможно описать ту боль, которая
пронзает сознание в момент разрезания плоти. Боль рождает сила сопротивления смерти,
боль и сила рождаются из «ничто», из зияющей пропасти, вторгшейся в тело. Блестящее
острие клинка приносит с собой пустоту. Здесь, на грани, познается бытие и его абсолют,
здесь познается сила отрицания (ничто).
5
Вечность нельзя постигнуть, ее нельзя объяснить как нельзя объяснить становление
всего нового, о вечность разбивается как о монолитную стену наше «Почему?», вечность не
находится во власти смерти, она сама есть провозглашение невозможности абсолютной
смерти. Закон же отрицания, по сути, утверждает, что смерть изживает сама себя, она
отрицает в какой-то момент сама себя и ломает свои зубы о твердый гранит вечности, так что
ей ничего не остается, как только с какого-то момента начать утверждать жизнь. Закон
отрицания безжалостный Кронос, который порождает и поедает своих детей.
Шопенгауэр сказал: «Время как истязатель с бичом». И в этом выражена вся
определенность механизма отрицания, заставляющего быть и волеть.
На определенных этапах мир устремляется в родное лоно, в лоно смерти и ничто, но, не
в силах достигнуть абсолютного ничто, в какой-то момент времени мир начинает утверждать
себя как становление. Ничто это бездна, которая как бы из себя выталкивает мироздание и
рождает жизнь. Бытие завязывается через отрицание ничто. Как говорили великие философы:
«Для человека лучшая доля вовсе не родиться». Мир и рад бы быть ничем, да «ничто» не
дает.
Бытие живого напоминает ту лягушку, которая попала в кувшин со сметаной и всеми
силами пыталась вырваться из кувшина, отталкивая (отрицая) своими лапками вязкую
жидкость, пока сметана, в конце концов, не превратилась в твердое масло. Похожим образом
действует и закон отрицания.
Интересным примером, иллюстрирующим то, что отрицание ничто есть становление,
является решение обычного уравнения. Для того чтобы решить уравнение, функцию
|