4.1
Представления богов это идеализированные образы, воплощающие собой наиболее
выпукло качественные особенности человеческой природы, к тому же они отражают
особенности народов их порождающих; боги символизируют ценности на определенном
этапе развития. Если они принимают человеческое обличие, то они необходимо отражают
определенный тип личности, к примеру: Венера, Арес, Зевс, Меркурий, Христос, и т.п. у
всех у них есть свои характеры. Боги страдают своей определенностью, им трудно
совмещать в себе противоречивые свойства, составляющие их полноту. Двуликий Янус
Дао.
Примечание. «На дух не выношу» - нечто глубоко отрицательное, затрагивающее
витальные основы бытия, Дао.
Примечание. Есть часы, есть время, которое отмеряет стрелка
много чего есть. Это
«есть» и «много» не дают нам спокойно жить; ибо есть то, что задает вопрос об этом «есть».
Мир есть экзистенция Логоса. Если мы хотим еще знать Бога, то мы должны его определить;
это «должно» говорится необходимостью Логоса; мы можем сказать Бог = Логос, но тот ли
это Бог, которого мы ищем; мы можем сказать, что Бог = неизменная часть Логоса, но тот ли
это Бог, которого мы ищем? Не напрасны старания катофатиков и апофатиков, -
необходимость сказала им определить Бога, но как только они захотят определить Бога, тот
тут же загонят его в сети Логоса, в сети определенности, лишив Его другого многообразия.
5
То, что недосягаемое, достойно удивления и восхищения независимо от моральной
окраски. Недосягаемое божественно! Божественное же всегда превосходно!
Превосходство же предполагает становление чего-то абсолютно нового или
превосходство в сравнении. Превосходство предполагает преимущества.
Через превосходство мир устремлен к совершенству. В стремлении же к совершенству
человек непременно полагает впереди себя богов, наделенных превосходными качествами в
высшей степени. Но толкования богов разнообразны, они зависят от жизни народов. Не
будем забывать, что боги народов достойны самих народов. Обычно богов наделяют
ценностными характеристиками, которые определяет сам человек из себя. Причем, часто
бывает так, что для одних есть добро, то для других зло. Но все сходны в едином: любой
бог есть выражение наивысшего в любой его форме. Бог в мере и беспредельности!
6
Для меня категория бога есть выражение превосходства и совершенства в любой его
форме. И то, как каждый видит для себя превосходство и совершенство, то и есть для него
выражение бога. Что есть божественное состояние? Быть римским императором, быть
гением, быть олимпийским чемпионом, быть безумно влюбленным или безумно
страдающим, быть истинным христианином значит достичь божественного состояния.
Часто приходится слышать: Бог любовь! Это есть не что иное, как божественное
состояние любви. На самом деле это всего лишь одна сторона бога. Быть богом значит
превосходить всех в чем-либо; ибо бог в нас. Бог выражает себя в науке, религии,
произведениях искусства, музыке и т. п.
Бог в совершенстве, а точнее
Бог в превосходстве! Ибо само совершенство
необходимо предполагает превосходство, но превосходство не обязательно предполагает
совершенство; понятие «превосходство» более общая категория; это категория бога.
Совершенство же есть гармоничное сочетание превосходных элементов, есть качественное
|