Какой характер у этой женщины? В ней есть и циклоидное, и истерическое, и эпилептоидное, в
зависимости от ситуации и настроения. И в то же время ее циклоидность без истинной синтонности,
истеричность без холодной позы, эпилептоидность без стойкой дисфорической авторитарности.
Таким образом, мы видим в ее характере буйную «мешанину» или, говоря словами М. Е. Бурно,
«мозаику характерологических радикалов в их огрубленности» /45, с. 59-62/. Речь идет не о
различных напластованиях на цельном ядре характера, само ядро ее характера состоит из частей разных
характерологических ядер (радикалов) в этом суть мозаики. В ней нет характерологической
цельности: в разные моменты она как бы разный человек. Люди думают о ней то лучше, то хуже, чем
она есть.
Оля ярка силой и буйной смехотворностью своих реакций, то есть внешне, но не самобытностью
личности, то есть внутренне. Можно говорить о грубоватости ее психики, а еще точнее, огрубелости.
Грубоватость свойственна астенику во время раздражения, многим подросткам в отношениях с
родителями. В слове «огрубелость» больше статичности, природной натуры человека. Эта врожденная
или рано приобретенная огрубелость души является неотъемлемой характеристикой данного характера.
Проявляться она может в разной степени.
Когда речь идет о грубых формах ее проявления, то говорят о дегенерации (вырождении). Эта
тема поднималась еще в прошлом веке Б. Морелем, которого поддержали Маньян и Лонгрен. Их группа
дегенератов была крайне широкой, включая олигофренов, органиков, больных шизофренией и людей
иных клинических типов, общими свойствами которых являлась неуравновешенность с нередкой
безнравственностью, пьянством, преступлениями, душевной тупостью. Дегенеративных органиков
описал П. Б. Ганнушкин под рубриками «Антисоциальные психопаты» и «Конституционально-глупые»
/4, с. 44-48/.
Дегенерация может быть выраженной, которую невозможно не заметить без духовного ужаса, а
может быть очень мягкой, когда о ней можно говорить лишь условно. У Оли она проявляется
примитивностью, неспособностью получать глубокое удовольствие от серьезных произведений
культуры. В ней, как и в любом органике, отсутствует духовная тонкость.
Наличие истинной
духовной тонкости исключает диагноз органического характера. Для характеристики самых мягких
случаев органической акцентуации слово «огрубелость» само грубовато, может быть, точнее подходит
слово опрощенность. Однако и в этих случаях росток человеческой индивидуальности не расцветает
во всей своей нежности и оттенках. В случаях выраженной огрубелости души человек способен
получать от жизни лишь примитивно-животное удовольствие. Все остальное вызывает скуку.
Также для Оли характерна такая нередкая у органиков черта, как мещанство. Оно часто
принимает формы своеобразного благонравия, консервативной конформности: чтобы внешне все было
шаблонно, «как у людей». Невольно вспоминается рассуждение, приведенное Л. Чуковской в книге
«Записки об Анне Ахматовой»: «Мещанство тот слой населения, который лишен преемственной
духовной культуры. Для них нет прошлого, нет традиции, нет истории, и уж конечно нет будущего. Они
сегодня. В культуре они ничего не продолжают, ничего не подхватывают и ни в какую сторону не
идут. У мещанина и языка нет, у него в запасе слов триста, не более; да и не основных, русских, а
сиюминутных, сегодняшних...».
Оле также свойственен типичный для органиков мещанский снобизм: на высокое, романтическое
они смотрят сверху, опошляя его до нелепости и чудачества. Но отсутствие серьезных духовных поисков
и мучений не свидетельствует о дебильности этих людей. У них достаточно развито абстрактное
мышление, они понимают переносный смысл пословиц, их IQ (коэффициент интеллектуальности) не
свидетельствует о слабоумии (хотя редко бывает высоким). Некоторые из них, благодаря хорошей
памяти, способны окончить школу, институт, сделать карьеру, в том числе самую блестящую, вплоть до
политических лидеров и профессорской кафедры. Однако и в этих областях они не проявляют духовной
тонкости. Порой органик любит пофилософствовать, но все это как краснобай, без глубокой личностной
прочувствованности собственных словоизлияний.
В широком смысле органический характер можно назвать типом простолюдина. Такая
учительница или преподавательница вуза, несмотря на свою внешнюю ученость, оставляет впечатление
«теток с авоськами».
Вспомним внешность Оли. У органиков часто наблюдается грубая диспластика.
Возникает
|