Navigation bar
  Print document Start Previous page
 114 of 219 
Next page End  

Какой характер у этой женщины? В ней есть и циклоидное, и истерическое, и эпилептоидное, в
зависимости от ситуации и настроения. И в то же время ее циклоидность — без истинной синтонности,
истеричность — без холодной позы, эпилептоидность — без стойкой дисфорической авторитарности.
Таким образом, мы видим в ее характере буйную «мешанину» или, говоря словами М. Е. Бурно,
«мозаику характерологических радикалов в их огрубленности» /45, с. 59-62/. Речь идет не о
различных напластованиях на цельном ядре характера, само ядро ее характера состоит из частей разных
характерологических ядер (радикалов) — в этом суть мозаики. В ней нет характерологической
цельности: в разные моменты она как бы разный человек. Люди думают о ней то лучше, то хуже, чем
она есть.
Оля ярка силой и буйной смехотворностью своих реакций, то есть внешне, но не самобытностью
личности, то есть внутренне. Можно говорить о грубоватости ее психики, а еще точнее, огрубелости.
Грубоватость свойственна астенику во время раздражения, многим подросткам в отношениях с
родителями. В слове «огрубелость» больше статичности, природной натуры человека. Эта врожденная
или рано приобретенная огрубелость души является неотъемлемой характеристикой данного характера.
Проявляться она может в разной степени.
Когда речь идет о грубых формах ее проявления, то говорят о дегенерации (вырождении). Эта
тема поднималась еще в прошлом веке Б. Морелем, которого поддержали Маньян и Лонгрен. Их группа
дегенератов была крайне широкой, включая олигофренов, органиков, больных шизофренией и людей
иных клинических типов, общими свойствами которых являлась неуравновешенность с нередкой
безнравственностью, пьянством, преступлениями, душевной тупостью. Дегенеративных органиков
описал П. Б. Ганнушкин под рубриками «Антисоциальные психопаты» и «Конституционально-глупые»
/4, с. 44-48/.
Дегенерация может быть выраженной, которую невозможно не заметить без духовного ужаса, а
может быть очень мягкой, когда о ней можно говорить лишь условно. У Оли она проявляется
примитивностью, неспособностью получать глубокое удовольствие от серьезных произведений
культуры. В ней, как и в любом органике, отсутствует духовная тонкость.
Наличие истинной
духовной тонкости исключает диагноз органического характера. Для характеристики самых мягких
случаев органической акцентуации слово «огрубелость» само грубовато, может быть, точнее подходит
слово — опрощенность. Однако и в этих случаях росток человеческой индивидуальности не расцветает
во всей своей нежности и оттенках. В случаях выраженной огрубелости души человек способен
получать от жизни лишь примитивно-животное удовольствие. Все остальное вызывает скуку.
Также для Оли характерна такая нередкая у органиков черта, как мещанство. Оно часто
принимает формы своеобразного благонравия, консервативной конформности: чтобы внешне все было
шаблонно, «как у людей». Невольно вспоминается рассуждение, приведенное Л. Чуковской в книге
«Записки об Анне Ахматовой»: «Мещанство — тот слой населения, который лишен преемственной
духовной культуры. Для них нет прошлого, нет традиции, нет истории, и уж конечно нет будущего. Они
— сегодня. В культуре они ничего не продолжают, ничего не подхватывают и ни в какую сторону не
идут. У мещанина и языка нет, у него в запасе слов триста, не более; да и не основных, русских, а
сиюминутных, сегодняшних...».
Оле также свойственен типичный для органиков мещанский снобизм: на высокое, романтическое
они смотрят сверху, опошляя его до нелепости и чудачества. Но отсутствие серьезных духовных поисков
и мучений не свидетельствует о дебильности этих людей. У них достаточно развито абстрактное
мышление, они понимают переносный смысл пословиц, их IQ (коэффициент интеллектуальности) не
свидетельствует о слабоумии (хотя редко бывает высоким). Некоторые из них, благодаря хорошей
памяти, способны окончить школу, институт, сделать карьеру, в том числе самую блестящую, вплоть до
политических лидеров и профессорской кафедры. Однако и в этих областях они не проявляют духовной
тонкости. Порой органик любит пофилософствовать, но все это как краснобай, без глубокой личностной
прочувствованности собственных словоизлияний.
В широком смысле органический характер можно назвать типом простолюдина. Такая
учительница или преподавательница вуза, несмотря на свою внешнюю ученость, оставляет впечатление
«теток с авоськами».
Вспомним внешность Оли. У органиков часто наблюдается грубая диспластика.
Возникает
Hosted by uCoz