Navigation bar
  Print document Start Previous page
 127 of 219 
Next page End  

труды И. С. Кона позволят клиническим характерологам глубже проникнуть в эндокринный характер. И.
С. Кон методологически корректно подходит к вопросам гомосексуальности, которая рассматривается
им в широком контексте маскулинности и фемининности, любви вообще. Кроме понятия «пола»,
которых может быть только два, уместно использование более широкого понятия «гендер». Данное
понятие отражает и охватывает многообразие сочетаний мужского и женского начал.
Практически важным является следующее указание И. С. Кона: «Самый важный индикатор
будущей гомосексуальности ребенка — тендерное несоответствие, которое в некоторых случаях, но
далеко не всегда, сочетается с особенностями телосложения и внешности (женственный мальчик и
мужеподобная девочка). Многие геи и лесбиянки отмечают, что они с раннего детства отличались от
сверстников своего пола: одевались не в ту одежду, любили не те игры, выбирали не тех партнеров и т.
д.» /106, с. 333-334/.
Эндокринные люди хотят, чтобы на них смотрели не с точки зрения сексуальных девиаций, а
прежде всего с точки зрения того, что формы высокой человеческой любви могут быть различны.
Многим из них неприятны исследования узкобиологического свойства, объясняющие и опошляющие их
отношения чем-то примитивно конкретным (например, размерами половых органов).
Учебный материал
1. В фильме «Лучше не бывает» один из главных героев Саймон — нежный, добрый, ранимый
человек эндокринного характера. Уже с детства он воспринимал женское тело как предмет
эстетического любования, а не страсти. Актер талантливо играет Саймона, давая зрителю почувствовать
размытость в нем мужского начала. Также интересен фильм А. Холланд «Полное затмение»,
рассказывающий о взаимоотношениях двух великих поэтов Верлена и Рембо, которые принадлежат к
данному характеру.
2. Для того чтобы прикоснуться к творчеству человека с эндокринным характером, обратимся к
двум картинам Леонардо да Винчи «Джоконда» и «Бахус». Это особое творчество — не реалистическое
и не аутистическое, в нем отражается мозаично-многогранный характер автора.
Оттолкнемся от любопытных рассуждений и наблюдений писателя Ю. Безелянского /107, с. 9-
57/. Леонардо, как любой великий художник, рисует не только человека, но и движение его души. В чем
же особенность портрета Моны Лизы? Историк искусства Д. Вазари (1511—1574) писал, что
«созерцаешь скорее божественное, нежели человеческое существо». Им же отмечена волшебная
натуралистичность картины: «В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение
пульса».
Ощущение божественности типично и для аутистического творчества, но там этот эффект
создается благодаря сновидности, символичности или иконоподобности изображаемого. Леонардо да
Винчи добивается этого иными средствами. Прежде всего своим знаменитым sfumato, что в переводе с
итальянского означает мягкий, растворяющийся, неясный, исчезающий. Художник погружает свой
изображения в легкий туман. Сфумато как бы стоит между зыбкой воздушностью импрессионистов и
аутистической сновидностью.
Леонардо использует трепетное богатство оттенков, парадоксы малозаметных, но отчетливых
смешений
и наложений, благодаря чему возникает интригующая многосложность, которая одними
воспринимается как удивительная тайна, другими — как непонятная странность. У Джоконды нет
бровей, слегка сдвинуты пропорции и симметрия в изображении глаз, губ. Левая часть губ нарисована
иначе, чем правая. Отсюда становится понятней загадка ее улыбки. Одни считают, что улыбка
изысканна и чарующа, другие же — что она ядовита и саркастична. Кто-то видит в улыбке Джоконды
улыбку беременной, кто-то улыбку женщины после оргазма, кто-то улыбку страдающей болезнью дауна,
кто-то улыбку женщины, готовой расплакаться, — ясно лишь одно, что Мона Лиза не улыбается простой
и понятной улыбкой обычной женщины.
Не разрушая цельности образа, Леонардо создал его как бы из разных участков; каждый участок,
взаимодействуя с другими, порождает новые выражения. Художник так изобразил Мону Лизу, что
зритель становится соучастником рождения образа. Более того, он создал впечатление, что не только
зритель изучает Мону Лизу, но и она его. На неподвижном холсте Леонардо удалось отразить движение:
Hosted by uCoz