затруднен, сильное влечение может найти себе выход в гомосексуальных связях, насилии, растлении
малолетних. У эпилептоидов вообще усилена жизнь инстинктов и влечений. Ими овладевает азарт
разного качества, страсть к обогащению.
Эпилептоидной подростковой реакции эмансипации свойственно не только стремление к
свободе, но и желание незаслуженно приобрести материальные права, заставить родных обслуживать
себя. Плохо, если в семье, где растет эпилептоидный ребенок, господствует атмосфера жестких, а то и
жестоких взаимоотношений. Это усиливает их собственную жестокость, закрепляет подозрительное
отношение к людям, порождает неверие в добро и бескорыстие. Жесткие отношения ведут к учащению
эпилептоидных гневных взрывов, приучают решать конфликты силовым путем. Ровные отношения в
семье делают эпилептоидного ребенка мягче и спокойнее.
Подросток эпилептоидного типа пытается брать себе много неограниченных прав в доме,
пренебрегая обязанностями. Поэтому целесообразно, пока он сам этого еще не сделал, дать ему
определенные права, но непременно вместе с обязанностями и включить все это в определенные общие
правила семьи. Эпилептоид склонен хранить правила и традиции. Важно, предоставляя ему права,
подчеркнуть его достоинства, благодаря которым он эти права получает. Разумно отметить его силу
воли, хозяйственность, домовитость, основательность, похвалить его так, чтобы он сам стал ценить это
в себе. Можно «наградить» его почетными «званиями»: защитник матери, пример младшим, верный
помощник отца. Если он с гордостью возьмет это себе в душу, то есть надежда, что в пубертатном
периоде он не превратится в домашнего тирана, которому «закон не писан».
Эпилептоиды уже с детства не любят пустых мечтаний. С возрастом все больше ценят здоровье,
без которого
нет удовольствий и власть не в радость. Некоторые проявляют интерес к истории, чтобы
знать, как доподлинно жили люди, и особенно интересуются тем, кто и как взял власть. Не очень любят
среди своих сверстников ярких, самобытных личностей: их труднее подчинить, использовать. Уважают
смелость и силу, в основном физическую. Ценят тех, кто им полезен. Расчетливо покупают
благодарность детей деньгами и подарками, чтобы затем попросить расплатиться какой-либо нужной
услугой.
Гиперсоциальные черты имеют тенденцию к появлению и усилению с младшего школьного
возраста (1011 лет). Обычно чем выше интеллектуальный уровень эпилептоида, тем более он склонен
к гиперсоциальности. Эпилептоидным детям полезна разрядка через физические упражнения,
некоторых хорошо успокаивает монотонный труд.
Данное описание может вызывать неприятное чувство, но оно в основном относится к
грубовато-асоциальным эпилептоидам. Детские проявления других вариантов эпилептоидного
характера исследованы менее подробно.
5. Межличностные отношения (проблемы коммуникации)
Ограничусь описанием типичных для эпилептоидов психологических игр и манипуляций,
представляющих опасность для окружающих. Чтобы понять конкретные эпилептоидные игры и
манипуляции, кратко определим основные понятия игр и манипуляций вообще.
Игры, по одному из определений Э. Берна /13, с. 23/, включают в себя 4 необходимых элемента.
1. Все игры содержат приманку или крючок, на который «клюет жертва», и игра начинается. У
«жертвы» должна быть заинтересованность, потребность в приманке, одним словом, «слабинка», на
которую и рассчитывает игрок. Если этой «слабинки» нет, то крючок остается непроглоченным и игра
начаться не может.
2. Когда «жертва» попалась на приманку и ожидает определенного, как ей кажется, естественного
развития событий, игрок делает неожиданный ход (производит переключение), и скрытый до того
мотив неожиданно проявляется в игре.
3. «Жертва» впадает в состояние более или менее сильной конфузии или растерянности.
4. Затем игрок и «жертва» получают свое вознаграждение или расплату, и цикл игры
заканчивается.
Таким образом, для взаимодействия, называемого игрой, необходимы: 1) приманка игрока и
«слабинка» «жертвы», 2) переключение, производимое игроком и выявляющее его скрытый мотив, 3)
|