его сердце. Сын, в которого она столько вложила сил и надежд, должен принадлежать только ей. Такой
женщине иногда невыносимо сознавать, что у «ее мальчика» с другой женщиной возникает особо
близкая сексуальная связь, и тогда она как мать конкурировать с этой женщиной не может. Ей больно
наблюдать, как ее сын ласково смотрит на другую, прислушивается к ней, стремится проводить с ней все
свободное время. Мысль о том, что та женщина тоже любит ее сына и желает ему счастья, нисколько не
успокаивает такую свекровь, так как она твердо убеждена, что только она мать должна быть
главной в его жизни. Отсюда у такой свекрови всю жизнь сохраняется яростное неприятие своей
невестки, и иногда эта ярость доходит до того, что она готова сделать все, чтобы разбить семью сына.
Интересную манипуляцию на данную тему отметил В. П. Руднев в действиях эпилептоидной Кабанихи,
которая, ревнуя своего сына к Катерине, завуалированно подталкивает последнюю к супружеской
измене и тем самым разрушает их семью /16, с. 165-185/.
Благородные, порядочные эпилептоиды могут быть хорошими родителями. Воспитывают детей
по всем правилам, занимаются их здоровьем, следят за учебой, приучают к выполнению работы по
дому, учат уважать старших, чтить традиции. Когда дети подрастают, то приучают их к
самостоятельности, труду, стараются подготовить к суровой правде жизни без иллюзий и розовых
очков. На воспитание детей не жалеют времени и сил, воспитывают без жестокости, но строго,
стараются привить детям честность и чувство ответственности. Сами являются хорошими образцами в
этом отношении.
Эпилептоидам часто становится плохо в семье в старости, потому что, старея, они теряют власть,
дети их больше не слушаются, живут своей жизнью, как хотят. В этой ситуации эпилептоиды чувствуют
себя
несчастными, беспомощными и если не находят отдушину в гневных разговорах о непорядках и
политике, то для них окажется удачным, если кто-нибудь из внуков выберет время для стариков, чтобы
дать им возможность выговариваться. Это может продлить жизнь эпилептоида. Съедаемый сильными
невыраженными аффектами эпилептоид склонен к сердечно-сосудистым, желудочно-кишечным
(язвенная болезнь) заболеваниям.
7. Духовная жизнь
Люди данного типа часто воинствующие материалисты, презирающие все идеалистическое как
вредную выдумку. Порой смысл жизни понятен им без поисков и размышлений это удовлетворение
своих сильных влечений и радости власти. Среди эпилептоидов встречаются, несмотря на некоторую
ограниченность, и духовные люди с чувством святого в душе, философскими поисками, размышлениями
о жизни. Однако и в их духовных размышлениях звучит тема власти с ее многоликими гранями,
стремление воевать за правду, бичуя недостатки, как видно, например, в злой сатире Салтыкова-
Щедрина.
Бывает, что человек данного типа по причине воспитания или сам с годами приходит к вере в
Бога. Здесь он тоже отличается сверхубежденностью в истинности своей веры, как правило, не
сомневается, что попадет в рай, гневно проклинает иноверцев, уверен, что их ждет кара Небесная.
Верит трудолюбиво, истово, с соблюдением всех обрядов. Бог у него получается тоже напряженно-
авторитарным, как и он сам. Его Бог неумолимый судия, карающий за грехи и крепко держащий все
мироздание в своей властной руке. Мир полон крови и страданий грешников, и это правильно.
Милосердие это слабость. Эпилептоид может порой делать, что ему хочется, и Бог тут ему не помеха,
наоборот, он Богом оправдывает свои грешные поступки. Такой авторитарно-напряженной верой
отличался дед М. Горького, описанный им в автобиографической повести «Детство» /17, с. 68-74/.
Разумеется, касаясь духовной жизни, можно говорить лишь о типичности, определенных
тенденциях, так как очень многое зависит от конкретного эпилептоида, его одухотворенности и ума.
8. Дифференциальный диагноз
Дифференциальный диагноз это разграничение одного состояния от другого, похожего на
него. В типичных случаях эпилептоида легко узнать по дисфорической злобноватой напряженности, в
атмосфере которой не чувствуешь себя раскованным и невольно подбираешь слова под собеседника. От
|