Герой фильма «Человек дождя», Реймонд, с детства страдал аутизмом. В фильме мы его видим
уже взрослым человеком. При раннем детском аутизме мозг действует по-особенному, порой по-
шизофренически. Этот вариант и демонстрируется в фильме. Реймонд отгородился от жизни стеной
ритуалов. Выходить за эту стену ему страшно, потому что он не способен интегрировать сложный мир в
цельный и понятный для себя. Его жизнь подчинена неукоснительному распорядку, правилам, но в нее
не включены люди, которые страшны своей непредсказуемой спонтанностью. Если происходит что-то
непредвиденное, то Реймонд фиксирует произошедшее в тетради или дает психический срыв, в
котором, будучи неспособным ударить обидчика, бьет самого себя. Он старается не прикасаться к
людям, не смотрит им в глаза. Если люди пытаются проникнуть в его мир слишком прямо, он на все
отвечает: «Не знаю». Д. Хофман талантливо передает кататонические особенности Реймонда. Его лицо
амимично, как гипсовое, походка стреноженная, движения лишены плавности, руки напряженно
стиснуты перед грудью, голова наклонена в сторону. Он часто стереотипно раскачивается, у него
отмечаются элементы вербигерации и эхолалии. Когда Реймонд сидит на скамейке и смотрит на уток,
то похож на напряженно застывшую статую.
Брат Реймонда Чарли показан холодновато-эгоистичным прагматиком. Чтобы увести Реймонда
за собой, он просто берет его рюкзак, и Реймонд беспомощно идет за рюкзаком. Уже здесь видна
разлаженность Реймонда: он не хочет уходить с территории лечебницы, но не делает ни малейших
попыток вернуть свой рюкзак. Еще более убедительно схизис просматривается в эпизоде, когда Реймонд
боится ехать в машине по опасному шоссе, но при этом не боится бежать по этому же шоссе перед
машиной. В эпизоде с врачом он выполняет абстрактные математические операции с быстротой
калькулятора, но не может правильно вычесть из доллара пятьдесят центов. Когда Реймонду
«приспичивает» смотреть телепередачу, дети вынуждены лишиться мультиков и капризничают, но он
остается невозмутимым, так как не способен оценить ситуацию. Ему не дано понять, как его
воспринимают другие люди, и на вопрос врача Реймонд отвечает, что он точно не аутист. В своем
поведении он руководствуется изолированными «программами», к коррекции которых мало способен. В
Реймонде заметен шизофренический дефект, проявляющийся в монотонизации психической
деятельности, эмоциональном оскудении, элементах слабоумия. При этом в нем есть своя хрупкая
ранимость и человечность.
Переломный момент в отношениях братьев наступает, когда Чарли узнает, что Реймонд пел ему в
детстве песни, переживал момент разлуки, когда был отправлен отцом в лечебницу ради благополучия
Чарли. Выясняется, что в Реймонде глубоко застряло чувство вины за то, что он когда-то ошпарил
младшего брата. Характерно, что прошли годы, но это чувство, ничем не проявляя себя, осталось в душе
Реймонда во всей своей первоначальной остроте. На основании детских воспоминаний происходит
новая человеческая встреча братьев. Чарли начинает лучше понимать своего отца, отчасти беря на себя
его функции по заботе о Реймонде. Почувствовав в брате человечность, скрытую за фасадом аутизма,
восхитившись его гениальными математическими способностями и ощутив детскую беспомощность,
незащищенность Реймонда, Чарли проникается к брату теплом, которое согревает и его самого.
Реймонд, в свою очередь, вовлеченный братом в жизнь, становится раскованнее, контактнее и даже
чуть-чуть начинает понимать шутки.
В конце фильма в беседе с психиатром хорошо показана амбивалентность Реймонда: он
одинаково хочет остаться с братом и вернуться в лечебницу, не будучи способным выбрать что-то одно.
Мы видим, что у Реймонда есть свои скрытые способы общения, например, если кто-то ему нравится,
то он задает вопрос о лекарствах. Когда Чарли говорит психиатру, что установил с Реймондом контакт,
то последний сообщает об этом не словами, а характерным движением пальцев. Во время показа титров
мы видим фотографии, сделанные Реймондом, на которых запечатлено то, что его интересует: ритм,
симметрия, узоры, цифры, то есть своеобразная схематичная, застывшая гармония.
Фильм интересен тем, что трудно понять, кто помог друг другу больше: Чарли Реймонду или
Реймонд Чарли.
Часть III. Клинико-экзистенциальное описание и разбор случаев из практики
|