возраста, в котором женщина может испытать оргазм). Однако зачастую именно эти истерички
карикатурно подчеркивают свою сексуальную неотразимость, флиртуют но все это лишь игра.
6. Духовная жизнь
В творчестве истерика много претензий на оригинальность, не вполне осознанного для него
самого подражания, которое может быть талантливым. В своих духовных интересах и увлечениях
истерик переменчив и всеяден. Многое зависит от моды и популярности. Ему самому собственная
всеядность кажется необыкновенным гармоническим развитием. Чаще речь идет об эрудированности,
«нахватанности» разнообразных знаний.
Истерический человек может быть гением чувственности. Имеется в виду не только
сексуальность, сколько
остронаблюдательное, утонченное, эстетизированное описание пряных земных
подробностей бытия. Это нашло свое выражение в произведениях Бунина, стихах Северянина, песнях
Вертинского, полотнах Брюллова, Делакруа. По своему мироощущению истерик земной реалист. Другое
дело мировоззрение оно у него зависит от веяний времени и эпохи. Если истерик верует в Бога, то
талантлив умением соединить Божественное с пронзительно чувственным восприятием земного,
вплоть до его обоготворения. Трудно выразить это лучше, чем И. А. Бунин:
И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
И лазурь, и полуденный зной...
Срок настанет Господь сына блудного спросит:
«Был ли счастлив ты в жизни земной?»
И забуду я все вспомню только вот эти
Полевые пути меж колосьев и трав
И от сладостных слез не успею ответить,
К милосердным коленам припав.
Я привел этот отрывок не ради его лирической красоты, а ради того, чтобы прочувствовать
сердцем особенность религиозности истерических людей, для которых земное существование не есть
бренное, падшее, как для многих шизоидов, а дар от Бога.
Ко многим истерикам подходит высказывание, что они не столько веруют, сколько верят, что
веруют. У вульгарных истериков вера носит внешний характер: большие золотые кресты поверх одежды,
частое упоминание имени Господа всуе.
Для некоторых истериков типично интриговать многосложностью своих высказываний, следуя
напутствию Мефистофеля: «Где не хватает глубины ума, там удивите недостатком связи».
7. Дифференциальный диагноз
Главное в распознавании истерического человека умение видеть демонстративную позу во
всех ее разнообразных проявлениях: от позы интеллигента, жертвы до позы безразличного циника. Поза
(стремление казаться) неискренна, ходульна, не имеет внутри себя душевной зрелости и тепла.
Мышление многих истериков эмоционально прихотливо. В течение одной беседы он может
неоднократно противоречить себе, но противоречия возникают не по причине дефекта логики (как при
шизофрении), а потому, что мышление следует за постоянно меняющимся настроением отношением.
Даже при формально высоком интеллекте, в жизни его ум перемешан с глупостью. Многие истерики
совершенно не способны, как замечал П. Б. Ганнушкин, к объективной правде о самих себе. К ним
подходит высказывание, что у других соринку замечают, а в своем глазу бревна не видят. Они часто не
понимают, как их поза воспринимается тонкими людьми, хотя для них очень важно, кто и как к ним
относится. Когда истерик рассказывает о какой-то трудной для него ситуации, то часто складывается
впечатление, что он один хороший, а все вокруг плохие. Также диагностике помогает выявление букета
инфантильно-ювенильных черт. От истериков «веет холодком», многим свойственен расчет,
|