9. Учебный материал
В рассказе А. П. Чехова «Попрыгунья» с художественной выразительностью изображена
душевная незрелость и эгоцентризм мило-обаятельной истерической женщины.
Советую посмотреть фильм «Унесенные ветром», особенно внимательно нижеописанные
эпизоды. В них можно увидеть милую и при этом стервозную, сильную практичную истеричку, которая
играет чувства, которых нет, вытесняет совесть, когда она не выгодна, не утомляясь от сплошного
притворства и игры.
Сцена 1. «Выцарапывание» денег у Батлера, который сидит в тюрьме. Здесь Скарлет похожа на
очаровательную хитрую лисичку, готовую на все ради желанной добычи. Когда ее план срывается, она
по-детски набрасывается с кулаками на Батлера и желает ему смерти, хотя еще минуту назад
демонстрировала любовную заботу.
Сцена 2. Скарлет запускает руку в карман Фрэнка Кеннеди. Узнав, что Фрэнк разбогател, она
внимательно осматривает его бухгалтерские книги и резко меняет к нему отношение. Кокетливой
обворожительностью быстро прибирает его к рукам и с честными глазами лжет ему про его невесту
свою сестру.
Сцена 3. «Усмирение» Эшли. Эшли решает уехать. Скарлет не хочет этого. Когда убеждения не
помогают, она подчеркнуто громко плачет, на помощь приходит благородная Мелани и помогает
Скарлет, оставляя ей возможность и дальше добиваться своего мужа.
В начале американского фильма «Человек за бортом» (в главных ролях Курт Рассел и Голди Хон)
показана экстравагантная, холодная, стервозная истеричка. Ее богатство помогает ей ни в чем себя не
сдерживать, и потому капризный эгоцентризм цветет махровым цветом.
С утонченным творчеством истерических людей можно познакомиться на полотнах К.
Брюллова, Делакруа, Энгра; в произведениях Бунина, Северянина, песнях Вертинского. Вульгарное
истерическое творчество заполонило современную эстраду, шоу-программы, в нем много крикливой,
экстравагантной позы. Однако и это творчество, будучи массовой культурой, необходимо людям.
Глава 2 (Б). Неустойчивый характер
1. Ядро характера
Этот характер будет описан короче предыдущего, так как представляет меньшую трудность при
взаимодействии. Ядром неустойчивого характера является душевная незрелость (по типу
дисгармонического инфантилизма-ювенилизма) с выступающей на первый план душевной
неустойчивостью, легкомыслием.
Это проявляется изменчивостью переживаний, интересов,
намерений, увлечений, поступков. Таким людям не дается самодисциплина, они редко доводят до конца
начатое дело, отвергают длительные, скучные усилия.
Чем же обусловлена эта неустойчивость?
1. Прежде всего слабоволием, точнее, детской структурой воли.
Ребенок может проявлять
большой напор и настойчивость, когда ему чего-то очень хочется, а также достаточно стойко
противостоять тому, чего он не хочет делать в данный момент. Таким образом, у ребенка есть своя воля,
но она растворена в его желаниях. Поэтому немецкий психиатр Э. Крепелин подобные проявления не
считал за истинную волю /24/.
Под волей он понимал прямо противоположное
способность делать не то, что хочется в
данный момент, а то, что нужно, при этом приходится делать и то, что в данный момент совершенно не
хочется. Мы видим, что воля является разумным командиром желаний, а не их рабом или страстным
исполнителем. У человека неустойчивого характера (особенно психопата), как у ребенка, часто главным
командиром является не всегда разумное, но всегда острое желание минуты.
Понятно, что человек,
малоспособный противостоять желанию минуты, не способен жить по устойчивому плану.
2. Также детская структура воли отражается в отсутствии четкой иерархии, приоритетов мотивов
|