вглядываться в тайну человеческой души.
Особенность книги состоит в ее четкой структурированности. Клиническая характерология и
психология шизофрении даются с широким охватом и в мельчайших подробностях. Даются описание и
анализ проявления характеров и болезней не только у взрослых, но и у детей и подростков. Выделены и
кратко описаны варианты характеров, которые ранее подробно не освещались.
Мне близок мягкий и дружелюбный клинический подход, который, не теряя себя, вбирает
богатство из смежных областей психологии и духовных учений. Для того чтобы текст имел
отчетливый обучающий характер, я ввел главу «Учебный материал», с помощью которой хотел сделать
теоретический дискурс жизненно узнаваемым. В ней я
опираюсь на художественные произведения и
кинофильмы, доступные и понятные широкому кругу интеллигентных читателей. Изучение психиатрии
и психотерапии на материале культуры придает им иное измерение.
Когда я студентом изучал характеры людей, меня тревожила расплывчатость описаний и
нечеткость определений. Мне хотелось узнать следующие четыре вещи: 1) что данному характеру
присуще всегда; 2) что очень типично, но присуще не всегда; 3) это нетипично, но все-таки может быть;
4) что никогда в рамках данного характера не встречается. Отчасти я ответил на первый и последний
вопросы выделением ядра характера и его
подробным анализом. То, что принадлежит ядру характера,
свойственно любому человеку данного характера, а то, что абсолютно несовместимо с ядром характера,
не может встретиться и у его конкретного носителя. Между этими полюсами лежит широкая область
высоковероятного и маловероятного.
Мне созвучно высказывание К. Юнга о том, что типология предназначена не для навешивания
на людей ярлыков, как это может показаться с первого взгляда, она имеет дело с организацией и
определением типических психических процессов /1/. Характерология является настолько наукой,
насколько она способна выделять типическое и опираться на него. Практическая сила науки состоит в
возможности вероятностного прогнозирования и опережающего знания. Суть последнего заключается в
том, что, говоря математическим языком, зная «A», мы можем вычислить «B» и «C», которые еще
непосредственно не обнаружили себя в данном явлении, но скрыты в нем. Знание характерологии и
основ психиатрии обладает этим научно-практическим качеством. Существует мнение, что наука тем
«научней», чем больше в ней математики, то есть схем, цифр, статистики, корреляций. Однако в
гуманитарных науках существует ничем не заменимое интуитивное и образное постижение
действительности. «Аромат» личности и внутреннюю душевную драму человека по-настоящему точно
передают лишь образные метафоры, поэтому язык книги сочетает в себе научность и художественность.
Я понимаю невозможность математически выверить поведение человека. За рамками
типического самобытный человек любого характера остается бездонно индивидуален и неповторим.
Более того, я не могу исключить, что бывают особые редкие моменты, когда человек способен выйти за
пределы своего характера (по крайней мере, в эти моменты так кажется самому человеку) и понять то,
что обычно закрыто для него, и совершить поступок, на который, как правило, он не способен.
Описания такого «приподнимания» над собой встречаются в духовно-религиозной литературе и у
великих писателей.
Данная книга в полной мере является руководством по профилактике душевных расстройств.
Человек с тяжелым характером или с душевной болезнью систематически наносит психологические
травмы окружающим или себе, с трудом приспосабливается к действительности. Если бы окружающие
лучше понимали подобных людей, то сложностей стало бы меньше у всех. Даже здоровые люди, страдая
от взаимонепонимания, порождают друг у друга болезненные невротические реакции. Знания,
изложенные в руководстве, помогают найти пути к пониманию себя и окружающих и, стало быть, к
профилактике душевных срывов, нервных кризисов. В этом состоит медицинское значение книги, ибо,
как говорили древние, профилактика это наиважнейшая медицина.
Одним из главных профилактических направлений является использование книги в рамках
метода терапии творческим самовыражением (ТТС) по М. Е. Бурно. Руководство пронизано
стремлением помочь человеку найти себя и свое место в жизни, отталкиваясь от особенностей своего
характера,
с этим неразрывно связаны и вопросы грамотной профориентации. Руководство может
использоваться как учебное пособие для проведения и подготовки к занятиям ТТС, помогая как
ведущему, так и участникам группы. Надеюсь на то, что книга станет частью научной библиотеки тех,
|