предусмотрено отдельных названий для психопата и акцентуанта, оба обозначаются одним и тем же
словом астеник.
2. Особенности проявления в детстве
1. У некоторых астенических детей уже в грудном и ясельном возрасте отмечаются признаки
врожденной нервности (невропатия в понимании Г. Е. Сухаревой), что проявляется в основном
расстройствами сна и нарушениями со стороны желудочно-кишечного тракта, а также рядом других
вегетативно-соматических расстройств. У детей постарше могут присоединяться повышенная
впечатлительность,
раздражительная слабость, быстрая истощаемость. Астенические
характерологические трудности в поведении и в отношениях с окружающими, как отмечает В. В.
Ковалев /12, с. 406/, разворачиваются на протяжении школьного периода и особенно расцветают в
период пубертата.
2. У части астеников в детстве отмечаются энурез, тики, заикание, что во многом объясняется
неуравновешенно возбудимым реагированием нервной системы. Такие дети боятся животных, резких
звуков, темноты и т. д.
3. Астенические дети с ранних лет тянутся к ласке, душевному теплу, доброму слову, хранят в
сердце уют семейного очага. В душе взрослого астеника остаются многие красивые детские
переживания, например увиденное в первый раз весеннее пробуждение природы, капельки росы на
траве, мягкий отблеск солнца на крышах. В трудные периоды своей жизни он возвращается к этим
воспоминаниям, и они его согревают.
4. Многие из таких детей начинают рано мечтать, любят книги и фильмы непременно со
счастливым концом. Слезливое слабодушие у части астеников намечается уже с малых лет. По причине
стеснительности, ранимости они иногда не справляются с элементарными практическими вещами:
узнать домашнее задание у одноклассника, попросить сдачу в магазине и т. д. Даже в юности, в отличие
от прагматичных сверстников, некоторые астеники в лирической рассеянности-мечтательности не
знают, что они хотят для себя, не находят своего конкретного жизненного дела.
5. У многих отмечается депрессивная окраска настроения из-за недовольства собой,
неспособности легко и раскованно чувствовать себя среди сверстников. Нередко астеники сторонятся
шумных компаний, молчаливы на людях. Все это носит реактивный характер, истинные эндогенные
депрессии и аутические тенденции не свойственны астеническим детям. Находясь с людьми, с
которыми им хорошо и просто, они жизнерадостны, ищут общения, привязываются к людям, находят в
них опору. Они вообще привязчивы
и не любят перемен, им трудно расстаться с любимым учителем,
школой, к которой привыкли, тяжело навсегда уехать в другой город. Если дома неожиданно появляются
гости, астенические дети застенчиво прячутся в своей комнате, придумывают причину, чтобы не
выходить к гостям. Уже с детства в них много сердечности, жалостливости, но хватает и обидчивости,
чрезмерной капризной ранимости.
6. В подростковом возрасте астеники часто выглядят бледными, хилыми. Им свойственны резкие
колебания сосудистого тонуса. Нередко у них обнаруживают повышенное кровяное давление. Как
правило, это объясняется тревожной реакцией на врачей в белых халатах, саму процедуру исследования.
Тревожных людей перед измерением давления нужно успокоить, измерить давление несколько раз
так можно избежать неоправданного диагноза ранней гипертонической болезни.
7. Астенические подростки (преимущественно мальчики) отчаянно борются с онанизмом,
ипохондрически преувеличивают его последствия, считают себя моральными уродами. Они нуждаются
в грамотном просвещении на эту тему. Некоторые из них предаются чувственно острым сексуальным
фантазиям, которым в реальности вряд ли последовали бы. Астеники стыдятся своего сексуального
влечения, краснеют и конфузятся при общении с противоположным полом. Отвергнутая любовь
переживается ими крайне болезненно, так как усиливает конфликт комплекса неполноценности и
ранимого самолюбия.
8. Астеническим детям трудно в школе. Их пугает неуемная возня, драки на переменах. В
школьном мире, с приматом грубой физической силы, они нередко становятся мишенью детской
агрессивности, особенно если внешне обнаружат свою чувствительность, пугливость, неумение
|