уверенности в себе. Чрезмерная ласка не способствует появлению дисциплинированности, умению
сдерживать себя. Лучше всего, по мнению Г. Е. Сухаревой, мягкая настойчивость. Для астенического
ребенка деструктивно воспитание по типу «Золушки», описанное О. В. Кербиковым /33/, когда ребенку
дают почувствовать, что, что бы он ни делал, все плохо, и сам он всегда плохой.
В выборе супруга действуют следующие противоположные закономерности. Если брак это
партнерство, основанное на любви, то следует отметить, что любовь чаще зиждется на личностном
созвучии людей, а удачное партнерство на их взаимодополнительности. Вот и получается нередко,
что когда два астеника вступают в брак, то между ними возникает симпатия, душевная связь, а слабости
одного не компенсируются силой другого. Возможно, астенику целесообразно искать супруга, у
которого, кроме астенических черт характера, имеются и другие, делающие их брак более
жизнеспособным. Астеник нередко привязывается к своему супругу, и ради того, чтобы не рвать
семейных уз, долго терпит обиды, пьянство, оскорбления и ощущает острую боль и опустошенность при
разрыве отношений. Некоторые астеники так нуждаются в тепле и любви, что даже готовы вымаливать
их и унижаться, производя жалкое впечатление.
Астеникам свойственна достаточно острая чувственность, в том числе и сексуальная. Порой
стеснительность мешает ей полнокровно проявиться. У астенических мужчин при первом контакте с
женщиной иногда случается психогенная импотенция, так как трудно одновременно делать два дела:
тревожно сдавать «экзамен» на мужскую полноценность и предаваться любви. В таких случаях важно
спокойное и мягкое отношение женщины.
6. Духовная жизнь
Астеникам свойственна ранимая романтическая одухотворенная реалистичность. Ранимая
духовность заключается в щемящей жалости ко всему хрупкому, нежному, беззащитному, с желанием по
возможности это беззащитное как-то защитить, уберечь. Астеническому человеку трудно без муки в душе
пройти мимо котят, мокнущих под дождем. Если есть возможность, то он постарается их обогреть,
накормить. Астенику по себе хорошо известно, что такое беззащитность и как велика благодарность
тому, кто искренне помог. Из этого знания и возникает особенная астеническая жалостливость с
талантом тонкого сочувствия и сопереживания.
Астеники трепетно чувствуют проявления живого в окружающем мире (феномен тонкой
биофилии по Э. Фромму). Хрупкие льдинки в проруби, истое пение птиц, осенние листья на ветру,
веселый солнечный дождик наполняют светлой радостью их душу, привязывают к земной жизни.
Астеническая душа редко несет в себе такую духовную мощь и размах, какие мы обнаруживаем у
шизофренических людей, шизоидов, циклоидов, некоторых психастеников. Вот почему среди
гениальных людей, изменивших жизнь человечества, трудно найти людей астенического склада.
Астеник и сам не стремится в заоблачные высоты духа, ему там холодно, страшновато и одиноко. Он и в
реальной жизни часто боится высоты и одиночества.
По известному выражению П. Тиллиха: «Бытие не только дается, оно требуется». Если человек не
проживает свою жизнь в соответствии со своим призванием, то ощущает себя пустым, его мучает
экзистенциальная вина за не по-своему прожитую жизнь. Астеникам, как и всем людям, необходимо
найти свой смысл жизни. Для этого большинству из них не нужно штудировать философию и теологию,
интеллектуально решать «вечные» проблемы все равно разобраться в этом почти невозможно. По
интересному выражению С. Моэма на горных вершинах (как и на вершинах духа. П. В.) чаще увидишь
сплошной туман, а не ошеломительное зрелище /34, с. 33/.
Место астеника там, где нужна душевная чистота и жалостливость, где можно приносить
насущную, пусть малую пользу конкретным людям, где необходимы деликатность и добросовестность.
Человеческая преданность тем, кого полюбил, ценная черта астеника. Многие одухотворенные
астеники бессознательно чувствуют, что самое дорогое для них в этом грубом мире теплые души
близких людей. Сохранить искорку родной человеческой жизни, сберечь ее вот главный и вполне
достаточный смысл жизни. Все остальное вторично по отношению к нему. Для сложного астеника
характерней путь в духовность, чем в конкретную религию. В своем духовном развитии он интуитивно
разделяет живое от мертвого, теплое от холодного, тонкое от грубого, ранимое от бесчувственного,
|