Navigation bar
  Print document Start Previous page
 84 of 219 
Next page End  

МДП до болезни чаще всего по характеру был циклоидом. Он также подметил, что среди родственников
больных МДП часто встречаются циклоиды. Таким образом, можно сказать, что Кречмер объединил
циклоидов и больных циркулярным психозом (другое название МДП) в единый конституционально-
генетический круг. При этом он допускал, что циклоиды без каких-либо отчетливых границ сливаются с
больными МДП, составляя единый континуум. Правда, Кречмер отмечал, что циклоид может прожить
свою жизнь без единого психоза, при этом у его родственников в ближайшем поколении также психоза
может не быть.
П. Б. Ганнушкин выделил варианты циклоидов в зависимости от особенностей колебания их
настроения, что представляется практически значимым. Он считал, что циклоид — это человек с
трудным характером, а не больной МДП. Правда, не всегда четко эту позицию удерживал, отмечая, что
на основном фоне у циклоида могут развиваться маниакальные или депрессивные психотические
вспышки /4, с. 15/. Ганнушкин разрабатывал тему спонтанных (аутохтонных) колебаний настроения
(фазы), отделяя их от психогенных состояний /4, с. 60-65/.
М. Е. Бурно считает, что сложившийся характерологический циклоидный ансамбль является
самостоятельным характером и не является мягким проявлением МДП. Если
у циклоида возникают
психотические приступы, то он уже не может диагностироваться в качестве циклоида, а должен
рассматриваться как больной МДП с циклоидным преморбидом (состояние до болезни). Также М. Е.
Бурно отметил, что в диатетической пропорции, естественном подвижном сплаве радости и печали,
уже заложена возможность фазовых колебаний настроения /45, с. 11/.
Мне представляется важным поставить акцент на том, что синтонность проявляется не только
резонансом в общении, но и выражается в душевной слаженности, по причине которой циклоид нам
понятен, имеет мало внутренних конфликтов, тесно связан со своим настроением, практичен, склонен к
компромиссам, принимает жизнь как она есть, реагируя на нее в тон, лад с происходящими
изменениями. И даже это перечисление не исчерпывает всех проявлений синтонности.
3. Особенности проявления в детстве (с элементами психокоррекции)
В основном исследователи приводят сведения о гипертимном варианте синтонного характера.
Отчасти это связано с тем, что депрессивность и выраженные колебания настроения, типичные другим
вариантам циклоидов, в детском возрасте не столь заметны. Детская эмоциональная лабильность часто
связана не со спонтанными колебаниями настроения, а с повышенной реактивностью на внешние
раздражители, капризностью. В период полового созревания, когда и в норме нарушается душевное
равновесие, эндогенные колебания настроения и депрессивность дают себя знать больше. Также
гипертимы достаточно часто попадают в поле зрения детских психиатров в связи с нарушениями
поведения.
Большинству детей физиологически характерен повышенный жизненный тонус, настроение,
активность. У гипертимов это выражено особенно резко. Им свойственна чрезмерная оптимистическая
установка. Они добродушны, болтливы, умеют дружить, озорники и шалуны, любят шутку, веселье,
нередко становятся неформальными лидерами среди сверстников. В то же время ярко проявляются их
негативные черты. Они берутся за несколько дел сразу, не доводя многие из них до конца, не выносят
ограничений, монотонности, любят всюду «совать свой нос» и во всем принимать участие, что
раздражает детей и взрослых. Двигательное возбуждение и отвлекаемость, которая не имеет никакого
отношения к астенической истощаемости, у таких детей вытекает из ненасытной жажды деятельности.
Многие из них от природы наделены здоровым цветом лица, высоким жизненным тонусом,
неутомимой деятельностью, любовью к труду (не монотонному), неудержимыми лидерскими
тенденциями — всем этим они отличаются от похожих на них детей с неустойчивым характером.
Вышеописанные особенности отчетливо проявляются уже к младшему школьному возрасту.
Г. Е. Сухарева пишет: «Все окружающее оценивается ими положительно и в жизнерадостных
тонах. Мальчик 9 лет на вопрос, как он провел праздники, отвечает: «Так хорошо, что ни в сказке сказать,
ни пером описать». На вопрос врача, что у него болит, отвечает: «Я здоров, не болею, никогда не болел
и болеть не буду!» /25/.
Успеваемость в школе носит неровный характер в связи с их бурным темпераментом, из-за
Hosted by uCoz