МДП до болезни чаще всего по характеру был циклоидом. Он также подметил, что среди родственников
больных МДП часто встречаются циклоиды. Таким образом, можно сказать, что Кречмер объединил
циклоидов и больных циркулярным психозом (другое название МДП) в единый конституционально-
генетический круг. При этом он допускал, что циклоиды без каких-либо отчетливых границ сливаются с
больными МДП, составляя единый континуум. Правда, Кречмер отмечал, что циклоид может прожить
свою жизнь без единого психоза, при этом у его родственников в ближайшем поколении также психоза
может не быть.
П. Б. Ганнушкин выделил варианты циклоидов в зависимости от особенностей колебания их
настроения, что представляется практически значимым. Он считал, что циклоид это человек с
трудным характером, а не больной МДП. Правда, не всегда четко эту позицию удерживал, отмечая, что
на основном фоне у циклоида могут развиваться маниакальные или депрессивные психотические
вспышки /4, с. 15/. Ганнушкин разрабатывал тему спонтанных (аутохтонных) колебаний настроения
(фазы), отделяя их от психогенных состояний /4, с. 60-65/.
М. Е. Бурно считает, что сложившийся характерологический циклоидный ансамбль является
самостоятельным характером и не является мягким проявлением МДП. Если
у циклоида возникают
психотические приступы, то он уже не может диагностироваться в качестве циклоида, а должен
рассматриваться как больной МДП с циклоидным преморбидом (состояние до болезни). Также М. Е.
Бурно отметил, что в диатетической пропорции, естественном подвижном сплаве радости и печали,
уже заложена возможность фазовых колебаний настроения /45, с. 11/.
Мне представляется важным поставить акцент на том, что синтонность проявляется не только
резонансом в общении, но и выражается в душевной слаженности, по причине которой циклоид нам
понятен, имеет мало внутренних конфликтов, тесно связан со своим настроением, практичен, склонен к
компромиссам, принимает жизнь как она есть, реагируя на нее в тон, лад с происходящими
изменениями. И даже это перечисление не исчерпывает всех проявлений синтонности.
3. Особенности проявления в детстве (с элементами психокоррекции)
В основном исследователи приводят сведения о гипертимном варианте синтонного характера.
Отчасти это связано с тем, что депрессивность и выраженные колебания настроения, типичные другим
вариантам циклоидов, в детском возрасте не столь заметны. Детская эмоциональная лабильность часто
связана не со спонтанными колебаниями настроения, а с повышенной реактивностью на внешние
раздражители, капризностью. В период полового созревания, когда и в норме нарушается душевное
равновесие, эндогенные колебания настроения и депрессивность дают себя знать больше. Также
гипертимы достаточно часто попадают в поле зрения детских психиатров в связи с нарушениями
поведения.
Большинству детей физиологически характерен повышенный жизненный тонус, настроение,
активность. У гипертимов это выражено особенно резко. Им свойственна чрезмерная оптимистическая
установка. Они добродушны, болтливы, умеют дружить, озорники и шалуны, любят шутку, веселье,
нередко становятся неформальными лидерами среди сверстников. В то же время ярко проявляются их
негативные черты. Они берутся за несколько дел сразу, не доводя многие из них до конца, не выносят
ограничений, монотонности, любят всюду «совать свой нос» и во всем принимать участие, что
раздражает детей и взрослых. Двигательное возбуждение и отвлекаемость, которая не имеет никакого
отношения к астенической истощаемости, у таких детей вытекает из ненасытной жажды деятельности.
Многие из них от природы наделены здоровым цветом лица, высоким жизненным тонусом,
неутомимой деятельностью, любовью к труду (не монотонному), неудержимыми лидерскими
тенденциями всем этим они отличаются от похожих на них детей с неустойчивым характером.
Вышеописанные особенности отчетливо проявляются уже к младшему школьному возрасту.
Г. Е. Сухарева пишет: «Все окружающее оценивается ими положительно и в жизнерадостных
тонах. Мальчик 9 лет на вопрос, как он провел праздники, отвечает: «Так хорошо, что ни в сказке сказать,
ни пером описать». На вопрос врача, что у него болит, отвечает: «Я здоров, не болею, никогда не болел
и болеть не буду!» /25/.
Успеваемость в школе носит неровный характер в связи с их бурным темпераментом, из-за
|