Navigation bar
  Print document Start Previous page
 146 of 274 
Next page End  

тяжелая степень нарушения, то более вероятно, что текущее функционирование представляет собой
последствие значительного расстройства, а не варианта нормы. Необходимо обращать внимание на тип
речевого функционирования; если тип нарушения патологический (то есть аномальный, а не просто
вариант, соответствующий более ранней фазе развития) или если речь ребенка содержит качественно
патологические признаки, то вероятно клинически значимое расстройство. Более того, если задержка в
некоторых специфических аспектах развития речи сопровождается недостаточностью школьных
навыков (таких как специфическое отставание в чтении и письме), нарушениями в межперсональных
взаимоотношениях и/или эмоциональными или поведенческими расстройствами, то маловероятно, что
это вариант нормы.
Вторая трудность в диагностике относится к дифференциации от умственной отсталости или
общей задержки развития. Так как интеллектуальное развитие включает в себя вербальные навыки, то
вероятно, что если коэффициент умственного развития ребенка существенно ниже среднего, то его
речевое развитие будет также ниже среднего. Диагноз специфического нарушения развития
предполагает, что специфическая задержка находится в значительном несоответствии с общим уровнем
когнитивного функционирования. Соответственно, когда задержка речи является частью общего
отставания умственного развития или общей задержки развития, то данное состояние нельзя кодировать
как F80.-. Должно использоваться кодирование умственной отсталости F70 - F79. Однако, для
умственной отсталости характерно сочетание с неравномерностью интеллектуальной продуктивности,
особенно с таким речевым нарушением, которое обычно более серьезно, чем задержка невербальных
навыков. Когда это несоответствие проявляется в такой заметной степени, что становится очевидным в
повседневном функционировании ребенка, то специфическое нарушение развития речи должно
кодироваться в дополнение к кодированию рубрики умственной отсталости (F70 - F79).
Третья трудность касается дифференциации от вторичных расстройств вследствие тяжелой
глухоты или некоторых специфических неврологических или других анатомических нарушений. Тяжелая
глухота в раннем детстве фактически всегда ведет к заметной задержке и искажению речевого развития;
такие состояния не должны включаться сюда, так как они являются прямым следствием потери слуха.
Однако, нередко более серьезные нарушения развития воспринимающей речи сопровождаются
парциальным избирательным повреждением слуха (особенно частот высоких тонов). Эти расстройства
должны быть исключены из F80 - F89, если тяжесть поражения слуха существенно объясняет задержку
речи, но включены, если парциальная потеря слуха - только осложняющий фактор, но не прямая
причина.
Тем не менее, строго определенное разграничение провести невозможно. Сходный принцип
применяется относительно неврологической патологии и анатомических дефектов. Так, патология
артикуляции, обусловленная расщелиной неба, или дизартрия вследствие церебрального паралича
должны быть исключены из этого раздела. С другой стороны, наличие легкой неврологической
симптоматики, которая бы не могла вызвать задержку речи, не является основанием для исключения.
F80.0 Специфическое расстройство речевой артикуляции
Специфическое расстройство развития, при котором использование ребенком звуков речи ниже
уровня, соответствующего его умственному возрасту, но при котором имеется нормальный уровень
речевых навыков.
Диагностические указания:
Возраст приобретения ребенком речевых звуков и порядок, в котором они развиваются,
подвержены значительным индивидуальным колебаниям.
Нормальное развитие. В возрасте 4-х лет ошибки в произнесении звуков речи являются общими,
но ребенок легко может быть понят незнакомыми людьми. Большинство речевых звуков приобретается
к возрасту 6-7 лет. Хотя могут оставаться трудности в определенных звуковых комбинациях, они не
ведут к проблемам общения. К возрасту 11-12 лет почти все речевые звуки должны быть приобретены.
Патологическое развитие. Имеет место, когда приобретение ребенком звуков речи эадержано
и/или отклоняется, приводя к: дизартикуляции с соответствующими трудностями для других в
понимании его речи; пропускам, искажениям или заменам речевых звуков; изменению в произношении
звуков в зависимости от их сочетания, (то есть в некоторых словах ребенок может произносить фонемы
Hosted by uCoz