взаимности в общении; недостаточной гибкости речевого выражения и относительного отсутствия
творчества и фантазии в мышлении; отсутствия эмоциональной реакции на вербальные и невербальные
попытки других людей вступить в беседу; нарушенного использования тональностей и выразительности
голоса для модуляции общения; такого же отсутствия сопровождающей жестикуляции, имеющей
усилительное или вспомогательное значение при разговорной коммуникации. Это состояние
характеризуется также ограниченными, повторяющимися и стереотипными поведением,интересами и
активностью. Это проявляется тенденцией устанавливать жесткий и раз и навсегда заведенный порядок
во многих аспектах повседневной жизни, обычно это относится к новым видам деятельности, а также к
старым привычкам и игровой активности. Может наблюдаться особая привязанность к необычным,
чаще жестким предметам, что наиболее характерно для раннего детского возраста. Дети могут
настаивать на особом порядке выполнения ритуалов нефункционального характера; может иметь место
стереотипная озабоченность датами, маршрутами или расписаниями; частыми являются моторные
стереотипии; характерно проявление особого интереса к нефункциональным элементам предметов
(таким как запах или осязательные качества поверхности); ребенок может противиться изменениям
заведенного порядка или деталей его окружения (таких как украшения или меблировка дома).
Помимо этих специфических диагностических признаков дети с аутизмом часто обнаруживают
ряд других неспецифических проблем, таких как страхи (фобии), нарушения сна и приема пищи,
вспышки гнева и агрессивность. Достаточно часты самоповреждения (например, в результате кусания
запястий), особенно при сопутствующей тяжелой умственной отсталости. Большинству детей с
аутизмом не хватает спонтанности, инициативности и творчества в организации досуга, а при
принятии решений им трудно использовать общие понятия (даже когда выполнение задач вполне
соответствует их способностям). Характерные для аутизма специфические проявления дефекта меняются
по мере роста ребенка, но на протяжении зрелого возраста этот дефект сохраняется, проявляясь во
многом сходным типом проблем социализации, общения и интересов. Для постановки диагноза
аномалии развития должны отмечаться в первые 3 года жизни, но сам синдром может
диагностироваться во всех возрастных группах.
При аутизме могут быть любые уровни умственного развития, но примерно в трех четвертях
случаев имеется отчетливая умственная отсталость.
Дифференциальный диагноз:
Помимо других вариантов общего расстройства развития важно учитывать: специфическое
расстройство развития рецептивной речи (F80.2) с вторичными социо-эмоциональными проблемами;
реактивное расстройство привязанностей в детском возрасте (F94.1) или расстройство привязанностей
в детском возрасте по расторможенному типу (F94.2); умственную отсталость (F70 - F79) с некоторыми
сопутствующими эмоциональными или поведенческими нарушениями; шизофрению (F20.-) с необычно
ранним началом; синдром Ретта (F84.2).
Включаются:
- аутистическое расстройство;
- инфантильный аутизм;
- инфантильный психоз;
- синдром Каннера.
Исключаются:
- аутистическая психопатия (F84.5).
F84.01 Детский аутизм, обусловленный органическим заболеванием головного мозга
Включаются:
- аутистическое расстройство, обусловленное органическим заболеванием головного мозга.
F84.02 Детский аутизм вследствие других причин
/F84.1/ Атипичный аутизм
Тип общего расстройства развития, который отличается от детского аутизма (F84.0х) либо
возрастом начала, либо отсутствием хотя бы одного из трех диагностических критериев. Так, тот или
|