включить препятствие выполнению социальной роли в качестве диагностического критерия для этих
расстройств. Последующие исследования и опыт покажут оправданность такого решения.
Среди диагностических критериев многих расстройств детского и подросткового возраста нашли
свое место и некоторые формы влияния расстройств на социальные взаимосвязи и поведение. Вначале
это может представляться противоречащим вышеупомянутым общим правилам МКБ. Однако при более
внимательном рассмотрении нарушений, классифицированных в F80-89 и F90-F98, можно заметить,
что потребность в социальном критерии здесь обусловлена более сложной природой расстройств. У
детей часто обнаруживаются страдание и фрустрация, но редко бывают специфические жалобы и
симптомы, эквивалентные тем, которые характеризуют расстройства у взрослых. Многие расстройства в
F80-F89 и F90-F98 являются сочетанными нарушениями, которые могут быть описаны только благодаря
указанию на то, как они влияют на выполнение ролей в семье, школе и группе сверстников.
5. По той же причине, которая указана выше в 3 (в), лишь в редких случаях приведены
дефиниции ремиссии, рецидива и продолжительности эпизода. Соответствующие предложения
готовятся в словаре терминов к главе V (Р) МКБ-10 "Классификация психических и поведенческих
расстройств"
6. Критерии помечены буквами и(или) номерами для указания на степень их значения. Общие
критерии, которые должны выполняться во всех рубриках соответствующей группы расстройств
(например, общие критерии всех типов деменции или главных форм шизофрении) помечены заглавной
буквой G с указанием соответствующего номера. Обязательные критерии отдельных расстройств
отмечены лишь заглавными буквами (А, Б, В и т.д.). Номера (1, 2,3 и т.д.) и строчные буквы (а, б и т.д.)
указывают на группы и подгруппы характеристик, из которых лишь некоторые требуются для
диагностики. Чтобы не употреблять "и (или)", когда требуется один из двух критериев, всегда
подразумевается, что наличие обоих критериев также удовлетворяет диагностике.
7. При использовании ИДК-10 на больных, страдающих и неврологическими расстройствами,
исследователи могут использовать также неврологическую главу МКБ-10 с соответствующим
глоссарием.
8. Два приложения к ИДК-10 касаются расстройств с неопределенным положением, носящим
предварительный характер. В приложении 1 речь идет о некоторых аффективных расстройствах,
которые были предметом недавних исследований, и о некоторых личностных расстройствах. Хотя
соответствующие им концепции в некоторых странах рассматриваются как клинически значимые, с
международной точки зрения сами по себе эти расстройства имеют неопределенное положение; можно
надеяться, что включение их сюда будет способствовать изучению их пригодности.
В приложении 2 приводятся предварительно составленные описания ряда расстройств, которые
часто называются "культурально специфическими". Имеются основания полагать, что их лучше
рассматривать как культуральные варианты расстройств, уже включенных в V (Р) главу МКБ-10, но для
определенных заключений относительно них еще не хватает надежной и детализированной
клинической информации. В ходе испытаний классификации в некоторых национальных центрах
возникли значительные практические трудности, связанные с оценкой случаев этих расстройств, но
включение их описаний в ИДК-10 может способствовать исследованиям теми психиатрами, которые
знакомы с языком и культурой заболевших. Информация в приложении будет дополнена
терминологическим словарем по кросс-культуральной психиатрии, который предполагается издать в
1994 году.
9. Следует обратить внимание, что в названиях категорий вместо "и (или)" стоит лишь одно
слово "и".
Перечень диагностических рубрик
F00-F09 Органические, включая симптоматические, психические расстройства
F00 Деменция при болезни Альцгеймера
F00.0 Деменция при болезни Альцгеймера с ранним началом
F00.1 Деменция при болезни Альцгеймера с поздним началом
|