от социальных и культуральных влияний. Здесь могут быть даны только общие указания относительно
наиболее адекватных методов оценки, которые следует использовать.
1. Уровень когнитивных способностей
В зависимости от культуральных норм исследователи должны сами решать как лучше определять
Коэффициент Интеллектуальности (КИ) или Возраст Умственного развития в соответствии с
нижеприведенными группами:
-----------------------------------------------------------------------
Рубрика Умственная отсталость КИ умственною развития Диапазон (Возраст)
-----------------------------------------------------------------------
F70 Легкая 50-69 9-12 (до 12) лет
F71 Умеренная 35-49 6-9 лет
F72 Тяжелая 20-34 3-6 лет
F73 Глубокая до 20 до 3 лет
-----------------------------------------------------------------------
2. Уровень социального функционирования
В большинстве стран европейской и американской культуры рекомендуется использовать Шкалу
Социальной Зрелости Вайнленда, если она признается там в качестве адекватной (для использования в
других культуральных условиях следует создавать модифицированные версии или эквивалентные
шкалы).
Для определения степени сопутствующих нарушений поведения может использоваться
четвертый знак:
F7х.0 Нарушения поведения отсутствуют или минимальны
F7х.1 Значительные нарушения поведения, требующие внимания или терапии
F7х.8 Другие нарушения поведения
F7x.9 Сведения о нарушении поведения отсутствуют
Примечание
Требуется специально разработанная многоосевая система, которая соответствовала бы
разнообразным личностным, клиническим и социальным данным, включаемым в общую оценку причин
и последствий умственной отсталости. В настоящее время ведется подготовка одной из таких систем
специально для этого раздела главы V (Р) МКБ-10.
F80-F89 Расстройства психологического развития
F80 Специфические расстройства развития речи
F80.0 Специфическое расстройство речевой артикуляции
Примечание. Это расстройство называется также специфическим фонологическим расстройством
речи.
А. Артикуляционные (фонологические) навыки, определяемые по стандартизированным тестам,
ниже 2 стандартных отклонений для возраста ребенка.
Б. Артикуляционные (фонологические) навыки по меньшей мере на 1 стандартное отклонение
ниже невербального коэффициента интеллектуальности (КИ) при определении по
стандартизированным тестам.
В. Экспрессивная речь и понимание, определяемые по стандартизированному тесту, находятся в
пределах 2 стандартных отклонений для возраста ребенка.
Г. Отсутствие неврологических, сенсорных или физических нарушений, которые прямо влияют
на звуковую продукцию речи, нет и общего расстройства развития (F84- ).
Д. Наиболее часто используемый критерий исключения. Невербальный коэффициент
умственного развития по стандартизированному тесту ниже 70.
|