ребенка (при этом навыки чтения и коэффициент умственного развития определяются по
индивидуально назначаемому тесту, стандартизованно учитывающему культуральные условия и систему
образования;
2) анамнестические указания на серьезные затруднения в чтении или тестовых показателей,
отвечающих критерию А (1), в более раннем возрасте, плюс показателя спеллингового теста, который по
меньшей мере на 2 стандартные ошибки ниже уровня, ожидаемого для хронологического возраста
ребенка и соответствующего его КИ.
Б. Нарушения, описанные в критерии А, существенным образом препятствуют обучению или
деятельности в повседневной жизни, где требуются навыки чтения.
В. Это расстройство не является прямым следствием дефекта зрения или слуха или
неврологического расстройства.
Г. Школьный опыт соответствует среднему ожидаемому уровню (т. е не было явной
неадекватности в усвоении материала).
Д. Наиболее часто используемый критерий исключения. КИ по данным индивидуально
назначаемого стандартизированного теста ниже 70.
Возможные дополнительные критерии включения
Для некоторых исследовательских целей исследователи могут пожелать уточнить наличие в
анамнезе некоторого нарушения речи, звуковой категоризации, моторной координации, обработки
зрительной информации, внимания или контролируемой модуляции активности в дошкольном
возрасте.
Примечание
Вышеперечисленные критерии не должны включать общую задержку чтения, исследовательские
диагностические критерии которой были бы теми же, что и специфического расстройства чтения, за
исключением критерия А1, который предусматривал бы навыки чтения ниже на 2 стандартные ошибки
ниже уровня, ожидаемого для хронологического возраста (т. е. без учета уровня интеллектуальности) и
критерия А2, где то же самое относилось бы к спеллингованию. Валидность дифференциации между
этими двумя типами расстройства чтения не является неоспоримой, но предполагается, что
специфическое расстройство чтения имеет более специфическую связь с задержкой речи и чаще
возникает у мальчиков (тогда как общая задержка чтения связана с более широким кругом нарушения
развития).
Имеются и другие подходы к дифференциации в исследовательских целях, которые основаны на
анализе типов ошибок спеллингования.
F81.1 Специфическое расстройство спеллингования
А. Показатель по стандартизированному тесту спеллингования как минимум на 2 стандартные
ошибки ниже уровня, предполагаемого для хронологического возраста и общей интеллектуальности.
Б. Показатели правильности чтения и понимания прочитанного, а также показатели
арифметических навыков находятся в пределах нормы (±2 стандартных отклонения от среднего).
В. Отсутствуют анамнестические указания на существенные затруднения чтения.
Г. Усвоение школьного материала в пределах ожидаемого среднего диапазона (т. е. обучение
проходит относительно адекватно).
Д. Затруднения в спеллинговании отмечаются с ранних стадий обучения ему.
Е. Нарушение, описанное в критерии А существенно препятствует обучению или деятельности в
повседневной жизни, когда требуются навыки спеллингования.
Ж. Наиболее часто используемый критерий исключения. Коэффициент умственного развития по
стандартизированному индивидуально проводимому тесту ниже 70.
F81.2 Специфическое расстройство арифметических навыков
А. Показатель по стандартизированному арифметическому тесту как минимум на 2 стандартные
ошибки ниже уровня, ожидаемого для хронологического возраста и интеллектуальности ребенка.
Б. Показатели правильности чтения и понимания прочитанного, а также спеллингования
находятся в пределах нормы (+2 стандартных отклонения от среднего).
|