1) рецептивная или экспрессивная речь, используемая при социальном общении;
2) развитие селективных социальных привязанностей или реципрокного социального
взаимодействия;
3) функциональная или символическая игра.
Б. Должны присутствовать в общей сложности минимум 6 симптомов из 1), 2) и 3), причем по
меньшей мере два из перечня 1) и по меньшей мере по одному из перечней 2) и 3):
1) Качественные нарушения реципрокного социального взаимодействия проявляются минимум в
одной из следующих областей:
а) неспособность адекватно использовать для регулирования социального взаимодействия
контакт взора, мимическое выражение, жестикуляцию и позы тела;
б) неспособность к установлению (в соответствии с психическим возрастом и вопреки
имеющимся возможностям) взаимосвязей со сверстниками, что включало бы общие интересы,
деятельность и эмоции;
в) отсутствие социо-эмоциональной взаимности, что проявляется нарушенной или девиантной
реакцией на эмоции других людей и (или) отсутствие модуляции поведения в соответствии с
социальной ситуацией, а также (или) слабость интеграции социального,эмоционального и
коммуникативного поведения.
г) отсутствие спотанного поиска разделяемой радости, общих интересов или достижений с
другими людьми (например, ребенок не показывает другим людям интересующие его предметы и не
привлекает к ним их внимание).
2) Качественные аномалии в общении проявляются минимум в одной из следующих областей:
а) задержка или полное отсутствие разговорной речи, что не сопровождается попыткой
компенсировать этот недостаток жестикуляцией и мимикой (часто предшествует отсутствие
коммуникативного гуления);
б) относительная неспособность начинать или поддерживать беседу (при любом уровне речевого
развития), требующую коммуникативной взаимности с другим лицом;
в) повторяющаяся и стереотипная речь и (или) идиосинкратическое использование слов и
выражений;
г) отсутствие спонтанных разнообразных спонтанных ролевых игр или (в более раннем возрасте)
подражательных игр.
3) Ограниченные, повторяющиеся и стереотипные поведение, интересы и активность, что
проявляется минимум в одной из следующих областей:
а) поглощенность стереотипными и ограниченными интересами, которые аномальны по
содержанию или направленности; или интересами, которые аномальны по своей интенсивности и
ограниченной природе, хотя не по содержанию или направленности;
б) внешне навязчивая привязанность к специфическим, нефункциональным поступкам или
ритуалам;
в) стереотипные и повторяющиеся моторные манеризмы, которые включают прихлопывания
или выкручивания пальцев или кистей рук, или более сложные движения всего тела;
г) повышенное внимание к частям предметов или нефункциональным элементам игрушек (к их
запаху, осязанию поверхности, издаваемому ими шуму или вибрации).
В. Клиническая картина не может быть объяснена другими видами общего нарушения развития:
специфическим нарушением развития рецептивной речи (F80.2) с вторичными социо-эмоциональными
проблемами; реактивным расстройством привязанности детского возраста (F94.1) или
дезингибированным расстройством привязанности в детском возрасте (F94.2), умственной отсталостью
(F70- F72), комбинирующейся с некоторыми эмоциональными и поведенческими расстройствами,
шизофренией (F20) с необычно ранним началом и синдромом Ретта (F84.2).
F84.1 Атипичный аутизм
А. Аномальное или нарушенное развитие проявляется в возрасте 3 лет или старше (критерии
аутизма за исключением возраста манифестации).
|