1.7.1. Учение о цвете Й.В. Гете
Известно, что сам Гете ценил свою работу по цвету выше своего поэтического творчества.
Великий поэт был не согласен с теорией света и цвета Ньютона и в противовес создал
свою собственную. Интерес Гете к цвету отмечается с детства. Как отмечают В. Фойгт и
У.Зуккер (1983) чувственно-наглядный метод Гете был причиной того, что
современниками концепция Гете была встречена «в штыки». Гете обвиняли в
дилетантизме и советовали заниматься своим прямым делом. На холодное отношение
современников к своей теории Гете жалуется в одном из писем к Шиллеру. Нас, прежде
всего, интересует та часть учения Гете, которую он называет «Чувственно-нравственным
действием цветов».
Гете считал, что цвет «независимо от строения и формы материала (которому он
принадлежит прим. автора) оказывает известное воздействие... на душевное
настроение» (#758). Тем самым, впечатление, вызываемое цветом, определяется, прежде
всего, им самим, а не его предметными ассоциациями. «Отдельные красочные
впечатления... должны действовать специфически и... вызывать специфические
состояния» (#761). И далее, в #762: «отдельные цвета вызывают особые душевные
состояния». Согласно этим положениям, Гете ставит в соответствие определенным цветам
определенные психологические состояния человека. Подобное свойство цвета Гете
иллюстрирует описанием тех изменений в «душевном состоянии», которые происходят
при достаточно длительном воздействии цвета на человека, например, посредством
цветных стекол.
Опираясь на эти основные положения психологического раздела своего учения, Гете
разделяет цвета на «положительные» желтый, красно-желтый (оранжевый) и желто-
красный (сурик, киноварь) и «отрицательные» синий, красно-синий и сине-красный.
Цвета первой группы создают бодрое, живое, деятельное настроение, а второй
неспокойное, мягкое и тоскливое. Зеленый Гете относил к «нейтральным». Остановимся
более подробно на психологической характеристике цветов, даваемой Гете.
Желтый. Если смотреть сквозь желтое стекло, то «глаз обрадуется, сердце расширится, на
душе станет веселее, кажется, что... веет теплом» (#769). Чисто желтый приятен.
Однако при его загрязнении, сдвижке в сторону холодных тонов (цвет серы) или
нанесении на «неблагородную» поверхность, желтый приобретает негативное звучание и
отрицательный символический смысл. Как сообщает Гете, такой желтый символизирует
должников, рогоносцев и принадлежность к еврейской нации.
Оранжевый. То, что сказано (положительного) о желтом верно и для оранжевого, но в
более высокой степени. Оранжевый «энергичнее» чисто желтого. Может быть, поэтому,
этот цвет, по Гете, больше предпочитается французами, чем англичанами и немцами.
Желто-красный. Приятное и веселое чувство, вызываемое оранжевым, вырастает до
невыносимо-мощного в ярком желто-красном (#774). Активная сторона в этом цвете
достигает своей высшей энергии. В результате этого, как считает Гете, энергичные,
здоровые, суровые люди особенно «радуются» (предпочитают) эту краску. Этот цвет
привлекает дикарей и детей. Вызывает чувство потрясения.
Синий. «Как цвет это энергия: однако он стоит на отрицательной стороне и в своей
величайшей чистоте представляет из себя как бы волнующее ничто» (#779). Гете тонко
чувствует «мистицизм» синего и пишет о нем, как о создающем странное, невыразимое
воздействие. Синий как бы влечет за собой, «уходит» от человека. Синий как идея
|