Navigation bar
  Print document Start Previous page
 16 of 100 
Next page End  

1.7.1. Учение о цвете Й.В. Гете
Известно, что сам Гете ценил свою работу по цвету выше своего поэтического творчества.
Великий поэт был не согласен с теорией света и цвета Ньютона и в противовес создал
свою собственную. Интерес Гете к цвету отмечается с детства. Как отмечают В. Фойгт и
У.Зуккер (1983) чувственно-наглядный метод Гете был причиной того, что
современниками концепция Гете была встречена «в штыки». Гете обвиняли в
дилетантизме и советовали заниматься своим прямым делом. На холодное отношение
современников к своей теории Гете жалуется в одном из писем к Шиллеру. Нас, прежде
всего, интересует та часть учения Гете, которую он называет «Чувственно-нравственным
действием цветов».
Гете считал, что цвет «независимо от строения и формы материала (которому он
принадлежит — прим. автора) оказывает известное воздействие... на душевное
настроение» (#758). Тем самым, впечатление, вызываемое цветом, определяется, прежде
всего, им самим, а не его предметными ассоциациями. «Отдельные красочные
впечатления... должны действовать специфически и... вызывать специфические
состояния» (#761). И далее, в #762: «отдельные цвета вызывают особые душевные
состояния». Согласно этим положениям, Гете ставит в соответствие определенным цветам
определенные психологические состояния человека. Подобное свойство цвета Гете
иллюстрирует описанием тех изменений в «душевном состоянии», которые происходят
при достаточно длительном воздействии цвета на человека, например, посредством
цветных стекол.
Опираясь на эти основные положения психологического раздела своего учения, Гете
разделяет цвета на «положительные» — желтый, красно-желтый (оранжевый) и желто-
красный (сурик, киноварь) и «отрицательные» — синий, красно-синий и сине-красный.
Цвета первой группы создают бодрое, живое, деятельное настроение, а второй —
неспокойное, мягкое и тоскливое. Зеленый Гете относил к «нейтральным». Остановимся
более подробно на психологической характеристике цветов, даваемой Гете.
Желтый. Если смотреть сквозь желтое стекло, то «глаз обрадуется, сердце расширится, на
душе станет веселее, кажется, что... веет теплом» (#769). Чисто желтый — приятен.
Однако при его загрязнении, сдвижке в сторону холодных тонов (цвет серы) или
нанесении на «неблагородную» поверхность, желтый приобретает негативное звучание и
отрицательный символический смысл. Как сообщает Гете, такой желтый символизирует
должников, рогоносцев и принадлежность к еврейской нации.
Оранжевый. То, что сказано (положительного) о желтом верно и для оранжевого, но в
более высокой степени. Оранжевый «энергичнее» чисто желтого. Может быть, поэтому,
этот цвет, по Гете, больше предпочитается французами, чем англичанами и немцами.
Желто-красный. Приятное и веселое чувство, вызываемое оранжевым, вырастает до
невыносимо-мощного в ярком желто-красном (#774). Активная сторона в этом цвете
достигает своей высшей энергии. В результате этого, как считает Гете, энергичные,
здоровые, суровые люди особенно «радуются» (предпочитают) эту краску. Этот цвет
привлекает дикарей и детей. Вызывает чувство потрясения.
Синий. «Как цвет это — энергия: однако он стоит на отрицательной стороне и в своей
величайшей чистоте представляет из себя как бы волнующее ничто» (#779). Гете тонко
чувствует «мистицизм» синего и пишет о нем, как о создающем странное, невыразимое
воздействие. Синий как бы влечет за собой, «уходит» от человека. Синий как идея
Hosted by uCoz