Желтый 173
283
223
131
99
45
31
15
1000
Нами также было проведено исследование цветовых предпочтений взрослых обоего пола
в возрасте от 16 до 70 лет. Усредненный ранговый ряд их цветовых выборов имел
следующий вид:
1. Зеленый
2. Красный
3. Фиолетовый
4. Синий
5. Коричневый
6. Серый
7. Желтый
8. Черный
В эксперименте приняло участие 400 человек, 230 женщин и 170 мужчин. Большая
часть испытуемых пришлась на возраст от 21 до 34 лет (195 человек). В качестве
экспериментальной методики использовался тест М. Люшера.
В таблице 2.2.3.3. приводится частота (в %) появления каждого цвета на каждой из 8-ми
позиций цветового теста Люшера. Нетрудно подсчитать, что, если бы цветовые выборы
испытуемых распределялись случайным образом, то частота появления любого цвета на
любом из мест должна была бы приближаться к значению 12.5%. Однако, как показывает
статистический анализ, в том числе и методом «хи-квадрат», для большинства цветов
этого не наблюдается, особенно, для зеленого, фиолетового, коричневого и черного.
Наиболее близко к показателю случайности оказалось распределение выборов серого
цвета.
Таблица 2.2.3.3. Цветовые предпочтения взрослых (по Б.А. Базыма)
Позиция цвета в цветовом ряду предпочтений
Цвет
1
2
3
4
5
6
7
8
Сумма
Серый
10
13
14
11
14
12
14
13
100
Синий
12
13
15
15
13
12
14
6
100
Зеленый
19
19
18
15
12
7
7
3
100
Красный
16
15
11
16
10
13
9
11
100
Желтый
9
10
13
10
13
16
16
12
100
Фиолетовый 24
14
11
8
10
7
11
15
100
Коричневый 8
11
12
18
17
14
10
5
100
Черный
1
4
5
7
11
19
18
35
100
Сумма
100
100
100
100
100
100
100
100
Факторы пола и возраста для данной группы проявили себя традиционно: более молодые
испытуемые чаще выбирали яркие и светлые цвета, чем пожилые. Это же верно и, в
целом, для мужчин по сравнению с женщинами. Однако для испытуемых в возрасте от 45
до 54 лет фактор пола оказался связанным с обратной тенденцией женщины этого
возраста отдавали предпочтение ярким цветам почти в два раза чаще, чем мужчины.
Подобная тенденция подтвердилась и при использовании расширенного варианта
цветового теста Люшера.
|