Navigation bar
  Print document Start Previous page
 39 of 100 
Next page End  

Мухина: «цветовое решение красивого у детей всех стран сходно: цвета в большинстве
случаев теплые и уж обязательно чистые, локальные» (с. 205). Проведенный
сравнительный анализ использования «неподражательных» цветов детьми разных стран
показал удивительное постоянство в выборе цвета для изображения красивого и
некрасивого. Дети, знакомясь с рисунками своих сверстников из других стран,
безошибочно по колориту рисунка определяли, где изображено «красивое», а где
«некрасивое».
В работе В.Н. Ворсобина и В.Н. Жидкина (1980) изучалась динамика цветовых
предпочтений дошкольников в зависимости от переживаемых ими эмоций. В случаях
переживания детьми эмоций радости значимо по сравнению с фоновыми выборами
увеличивалось предпочтение красного, желтого и оранжевого цветов и уменьшалось —
зеленого и голубого (анализ проводился по цветовым сочетаниям). При переживании
эмоции страха дети достоверно реже предпочитали сочетание красный-синий-
фиолетовый, а чаще — зеленый-голубой. Авторы работы приходят к выводу, что
отношение у детей данного возраста к красному цвету достаточно специфично для
дифференциации эмоций радости и страха. По их мнению, метод выбора цветовых
сочетаний несет большую информацию об эмоциональных состояниях, чем выборы
отдельных цветов.
Результаты этих работ показывают, что цвет связан с эмоциями на самых разных уровнях
психической деятельности человека уже с раннего детства, а, следовательно,
утверждаемая рядом исследователей ведущая роль фактора научения в образовании
цветоэмоциональных связей не может быть принята. Что же касается эмоционально-
эстетического отношения к цвету, то, как указывает В.С. Мухина, обучение ребенка
устойчивым, предметным ассоциациям цветов, как правило, приводит к стереотипному,
косному восприятию красок, снижает способность непосредственно чувствовать цвет.
Ядро цветоэмоциональных значений является принципиально схожим у детей и взрослых. 
В.Ф. Петренко и В.В. Кучеренко (1988) изучалась возможность диагносцирования
эмоциональных состояний испытуемых методом цветовых предпочтений (тест Люшера).
В целях верификации результатов, эмоциональные состояния вызывались у испытуемых с
помощью гипнотического внушения. Находясь во внушенном состоянии «радости»,
испытуемые чаще всего предпочитали красный и желтый, а отвергали коричневый и
черный. Внушение «чувства вины» вызвало предпочтение серого и синего цвета, а
красный и желтый, наоборот, отодвинулись в конец цветового ряда. 
А.М. Эткинд (1979; 1980-85) провел серию исследований цветоэмоциональных значений у
взрослых. В первой работе (1979) изучалось сопряжение 8-ми цветов теста М. Люшера с 9
основными эмоциями по К. Изарду (1980). В таблице 2.4.1. представлены частоты
ассоциаций цветов (в %) с эмоциональными факторами Изарда (в каждый фактор
включено по три отдельных эмоции).
Таблица 2.4.1.
Эмоции
Цвет
Интерес Радость
Удив.* Грусть Гнев Отвр.*
Стыд
Страх
Утом.*
Серый
6
4
2
27
1
15
18
12
53
Синий
27
4
2
27
5
7
13
15
8
Зелен.
26
10
26
13
8
7
19
8
7
Красн.
16
52
23
4
55
4
4
17
2
Hosted by uCoz