соплеменника.
Белый цвет использовался и как защитное средство от сглаза и порчи. Злые силы не могли
нанести вред человеку, животному или жилищу, если они были помечены белой краской,
либо имели амулеты белого цвета.
Важную роль играл белый и в ритуале жертвоприношения. Добрым богам и духам
стремились приносить в жертву животных белого цвета, либо окрашенных в белое.
Для первобытных людей белый не только наглядно-чувственный символ, но и понятие,
выражающее основные морально-этические принципы поведения. Так у ряда африканских
народов до сих пор существует обычай клясться своей печенью. Если дающий клятву
хочет подчеркнуть, что его намерения честные и он не питает никаких злых умыслов, то
специально указывает на то, что у него «белая печень». Имеет смысл, поэтому, говорить о
регламентирующей роли белого в поведении первобытных людей, как своеобразного
критерия, с помощью которого люди организовывали свое поведение. В этом аспекте
белый цвет можно рассматривать как психологический знак т.е. средство управления
человека своими психическими функциями и поведением. Как указывает В. Тэрнер
(1983), у Ндембу есть понятие «белого поведения». Оно означало быть явным для
соплеменников, т.е. не уединяться, не замышлять плохого и т.д., другими словами,
быть «чистым».
Каковы истоки символики белого у первобытных людей? В. Тэрнер полагает, что корни
символики белого (впрочем, как и других основных цветов) следует искать в
психобиологическом опыте человека. Несомненна связь белого цвета с двумя
важнейшими жидкостями (тканями) человеческого организма семенной и молочной,
которые считались древними людьми священными. Вспомним, что Ндембу трактуют
белый в качестве одной из рек верховного божества. Семенная и молочная жидкости
лежат в основе жизни человека, являясь теми началами, от которых первобытный человек
вел отсчет своего существования и поэтому их цвет получил значения блага, жизни,
здоровья и т.п. Кроме этого, белый свет, день, когда человек наиболее активен и
деятелен, когда он воспринимает окружающее ясно и отчетливо. Оптически, белый
эталон чистоты, противоположность хаоса и грязи и поэтому служит образцом чистоты
мыслей и поведения. Таковы основные психобиологические источники символики белого
цвета, позволяющие понять его магическое значение в жизни первобытного человека.
ЧЕРНЫЙ
Вторым важнейшим цветом в жизни первобытных людей был черный цвет. Если белый
означал свет, то черный мрак, если белый жизнь, то черный смерть, белый
чистота и порядок, черный грязь и хаос. Тем самым, черный антипод белого.
Оптически, контраст белого и черного наиболее сильный; также контрастны и
символические значения этих двух цветов. Белый и черный относятся к дуальным
символам и, как отмечает Х.Э. Керлот (1994), подобно всем дуальным формулам имеют
непосредственную связь с великим мифом о Близнецах. Члены дуальной пары (люди,
животные, растения и т.д.) имеют противоположную окраску, что отражает
противопоставление двух миров.
Для примера, приведем наиболее важные символические значения черного цвета для
Ндембу (В. Тэрнер 1983).
1. Зло, дурные вещи;
|