Результаты исследования изложены в статье «Цветовые предпочтения подростков с
2.6. Отношение к цвету в процессе мышления
Цветовое воздействие на психический аппарат человека затрагивает не только его эмоции
и характер, но и познавательные процессы, и прежде всего, мышление. Речь не об
информационной, а энергетической стороне цветового воздействия, и тем самым, не о
содержании мыслительного процесса, а о его динамических, энергетических
характеристиках. С этой точки зрения, мышление предстает и перед самим субъектом
мышления, и перед внешним наблюдателем (экспериментатором), не как
последовательность целенаправленных ассоциаций, суждений, умозаключений и т.п., а
как особого рода психическое напряжение, оканчивающееся в случае нахождения
решения удовлетворяющей субъекта разрядкой.
Эмпирические наблюдения показывают, что в различных цветовых средах, человеку
«думается» по-разному: цветовое воздействие может, либо препятствовать, либо
способствовать решению задачи.
Г. Фрилинг и К. Ауэр (1973) не рекомендуют производить окраску темными,
«холодными» тонами тех помещений, в которых люди занимаются умственным трудом
школьных классов, студенческих аудиторий, научных отделов, лабораторий и т.п.
Подобные цвета вызывают торможение и снижают эффективность умственной
деятельности. Это касается не только стен, потолка или пола, но и мебели. Наоборот,
цвета «активной стороны» улучшают мыслительную деятельность, повышают ее
продуктивность. В представлениях испытуемых успешное решение задачи ассоциируется
с яркими, светлыми оттенками.
В исследовании А.И. Берзницкаса (1980) было получено 8 цветовых профилей
интеллектуальных эмоций, которые автор соотносит с основными фазами мыслительного
процесса. Для таких эмоций как «догадка», «удивление», «уверенность» общим является
выбор самых ярких и светлых цветов теста М. Люшера красного и желтого. Реже всего
с этими эмоциями испытуемые ассоциировали черный, серый и темно-синий. Вместе с
тем, «сомнение» и «огорчение» связывались испытуемыми с серым, коричневым, черным
и темно-синим. Интересным оказался цветовой профиль «понятно». Вслед за желтым и
красным в ранговом ряду выборов испытуемые расположили черный цвет. Интерпретируя
данный факт, А.И. Берзницкас указывает, что чувство понятного связано с эмоцией
«приятно». Их взаимозависимость может быть выражена в виде инвертированной «U»
образной кривой: наиболее понятно то, что максимально приятно или неприятно.
В совместных исследованиях с Н.А. Густяковым (1986; 1988) нами изучалась динамика
цветовых предпочтений испытуемых в процессе решения задачи. Было выявлено, что
смена типа цветового выбора в процессе решения несет информацию о возможном успехе,
либо неуспехе. Испытуемые, которые после первоначального выбора ярких и светлых
цветов теста Люшера, начинали предпочитать темные, тусклые оттенки, не находили
решения задачи и отказывались от дальнейших усилий по ее решению. Неблагоприятным
в этом плане был и первоначальный выбор преимущественно темных цветов. Однако у
части испытуемых с подобным типом выбора было отмечено в процессе решения задачи
изменение типа цветовых предпочтений на обратный (выбор в качестве симпатичных
ярких цветов), что оказалось диагностическим признаком успешного решения задачи.
Нередко, в преддверии инсайта, испытуемые отдавали выраженное предпочтение
красному и желтому. Отсутствие динамики в цветовых выборах являлось однозначным
|