построенный для данного варианта «+2-4» (повышенная «зеленая» и пониженная
«желтая» колонки ЦТЛ).
Рисунок 4.1.2.3.
Модель «КУБА»
В «кубе», по мнению Люшера, воспроизводится динамика конфликта. Возникает он в
результате «неудовлетворенного притязания» [+], то есть фрустрации потребности, что
вызывает первичную защиту или компенсацию фрустрации (-) в виде отказа от данной
потребности.
Отказ от удовлетворения потребности приводит к компенсаторному усилению другой
потребности, что является вторичной защитой или «компенсацией страха» [+].
Компенсация страха непосредственно связана с «состоянием страха», возникающим в
случае неудовлетворения компенсаторно усиленной потребности. Тем самым, вторичная
компенсация и страх, возникающий при невозможности ее осуществление маскируют
первичную причину конфликта. Психотерапия, направленная на вторичную компенсацию
и состояние страха (то есть внешние симптомы конфликта), малоэффективна. М. Люшер
рекомендует не начинать с разрушения компенсаторного поведения, т.к. это приведет к
актуализации страха. Цветовой тест Люшера, по мнению его автора, дает психотерапевту
и клиническому психологу понимание истоков внутриличностных конфликтов, что
позволяет построить адекватную конкретному случаю систему психотерапевтических
воздействий.
4.1.3. Основы интерпретации цветового теста Люшера
Ядро теоретической концепции М. Люшера составляют два понятия «структура» и
«функция» цвета.
Под «структурой» цвета понимается устойчивое, общее для всех людей, независимо от
расы, культуры, образовательного уровня, пола и возраста значение этого цвета.
«Структуру» можно назвать «объективной» стороной цветового воздействия. В таблице
4.1.3.1 приводится «структура» 4-х «основных» цветов по М. Люшеру.
Индивидуальный смысл цвета для конкретного человека выражается в «функции» цвета,
то есть в характере отношения человека к цвету. В «функции» человеку открывается лишь
определенная область «структуры». Метафорически, можно сказать, что «функция»
|