проявиться оба этих измерения. Поэтому, в качестве «основных» Люшер выбрал не
чистые тона, а смешанные. Например, в сине-зеленом (2) синий «вносит»
«концентричность», а зеленый «автономность», что порождает соответствующую
структуру цвета. По этим качествам цвета составляют пары, в которых общее свойство
«усиливается», а различия «уравновешиваются», но и создают «внутреннее напряжение».
Так, красный и зеленый (3 и 2) «автономная» пара, «сильное» сочетание, выражающая
достижения, власть, доминирование и пр. Вместе с тем, зеленый «сдерживает» красный
ограничивает его эксцентричность и стремление к новым «завоеваниям» Красный, в свою
очередь, «тормошит» зеленый, не позволяет ему оставаться пассивным и
«самодовольным» и «соблазняет» возможностью новых «владений».
Красный и желтый «понимают» друг друга как два «эксцентричных» цвета, они пара
«горячих коней», стремятся к «завоеваниям» новых территорий. Но желтый
«безалабернее» красного, у него нет конкретной цели, кроме, как постоянного движения.
Его нельзя «удовлетворить», он готов «бежать» бесконечно от чего угодно и куда угодно.
Поэтому Люшер связывает с ним понятие «холостого хода», иллюзорные надежды, вечно
удаляющийся горизонт. Желтый придает красному экспансивность, а красный
«направляет» желтый к реальным достижениям.
Зеленый и синий составляют «концентричную пару». Между ними существует «согласие»
в том, что лучше сохранить уже имеющееся, чем претендовать на что-то новое. Синий
«идет» вглубь, это цвет «интроверт», «созерцатель», для которого важнее внутренние
богатства, чем внешняя мишура. Он пытается преодолеть «тупое самодовольство»
зеленого, который вообще не «хочет» никуда «идти», а оставаться на месте. Зеленый
сдерживает движение синего вглубь, поэтому их сочетание выражает спазматическое
состояние.
Синий и желтый друг в друге усиливают «гетерономность», но они направлены в
различные стороны, поэтому данная пара выражает лабильность, изменчивость чувств и
настроений от эйфории до глубокой печали. Их единство в том, что они не находят
довольства в самих себе в отличии от зеленого и красного, а стремятся найти более
полное удовлетворение, но различными путями. Глубина синего и поверхностность
желтого, самоуглубление и стремление объять весь мир два полюса подобного поиска.
Контрастные по этим измерениям пары: синий и красный, желтый и зеленый лишь
частично приводят к гармонии противоположно направленных тенденций.
Гармония синего и красного в способности получать удовлетворение от желаний.
«Ненасытность» красного, который стремится всегда быть первым, находит свое
разрешение в синем, готовым довольствоваться малым, и дающим возможность
«почувствовать» красному реальность его достижений. Без синего, красный напоминает
честолюбивого человека, который всем постоянно доказывает, что он самый лучший,
богатый, сильный, счастливый и т.д. Красный с синим выражает не только хотение, но и
способность получать удовлетворение от достигнутого. В свою очередь, синий без
красного лишается реального, жизненного источника удовлетворения и вынужден,
наподобие ангелов, «питаться» лишь амброзией. Красный, следуя логике Люшера,
«гуляка», «бретер», «Дон Жуан» или «алчный хвастун» по цветовой классификации типов
личностей Люшера (1977). Синий тип аскета, монаха, своеобразного «небесного
ангела», согласно той же классификации.
Относительная гармония желтого и зеленого заключается в том, что желтый «дает»
зеленому видение перспективы, новых возможностей, а зеленый желтому чувство
|