определенным эмоциональным состоянием. Закономерный характер этой связи
подтверждался изменением типа сдвига в зависимости от изменения эмоционального
состояния. В таблице 4.4.1. приводятся взаимосвязи между соотношениями цветовых
порогов между собой (тип сдвига) и эмоциональным состоянием. Случаи ошибочной
диагностики, как отмечает Э.Т. Дорофеева, наблюдались лишь в отношении аффектов,
относящихся к одной группе. Причем, визуальная оценка эмоционального состояния была
несколько завышенной, чем по данным метода. Так, больной, который визуально
оценивался, как «радостный», по данным метода оказывался «легко эйфоричным,
благодушным» и т.д. Не было отмечено ни одного случая, чтобы «маниакальная» (1) и
«депрессивная» (4) группы аффектов были неправильно дифференцированы.
Таблица 4.4.1.
Эмоциональные состояния (группы аффектов)
Тип сдвига
1. Радостное, «солнечное» настроение
К<З<С
2. Благодушие, легкая эйфория, комфорт
З<К<С
3. Гневливость, раздражение, злобность
К<С<З
4. Печаль, тоскливость, грусть
С<З<К
5. Тревожность, настороженность, страх
З<С<К
6. Чувство неудобства, душевной не уютности, дискомфорт С<К<З
Э.Т. Дорофеевой отмечается тенденция увеличения степени (количественный аспект)
сдвига с увеличением интенсивности эмоций. Это давало надежду не только
качественной, но и количественной оценки эмоциональных состояний. Однако
увеличение степени сдвига соответственно увеличению интенсивности эмоций
продолжается до определенного предела, с достижением которого зависимость меняется
на обратную: интенсивность эмоций продолжает нарастать, а степень сдвига падать
(разница между порогами нивелируется, благодаря росту абсолютных показателей всех
порогов, но не полностью). Интересно, что наибольшая степень сдвига у одного и того же
испытуемого могла наблюдаться не на высоте аффекта, а в период его смягчения. Тем
самым, Э.Т. Дорофеева приходит к выводу, что метод цветовых порогов не позволяет
дифференцировать эмоции по их силе.
Описанные взаимосвязи Э.Т. Дорофеева трактует как следствие дезинтеграции корковой
деятельности при превышении «нормы эмоций», в пределах которой зависимость между
степенью сдвига и интенсивностью эмоций носит прямолинейный характер. Само понятие
«нормы эмоции» представляет большой интерес, но к сожалению, никак не
интерпретируется Э.Т. Дорофеевой.
На наш взгляд, факт, обнаруженный Э.Т. Дорофеевой, можно объяснить, основываясь на
данных о связи цветовой чувствительности с деятельностью ВНС, полученных в школе
С.В. Кравкова. Доминирование одного из отделов ВНС, связанное с тем или иным
эмоциональным состоянием, при превышении определенного порога («нормы эмоций» )
вызывает компенсаторную активизацию другого, необходимую для поддержания
гомеостаза. Это приводит к изменению порогов в противоположном направлении. Какое-
то время обе тенденции могут сосуществовать, что приводит к росту всех цветовых
порогов, который и был обнаружен Э.Т. Дорофеевой. Рано или поздно одна из тенденций
«побеждает», но в патологических случаях, при которых наблюдается извращение
деятельности ВНС (в частности, при сильных аффектах), возможен и своеобразный
«застой» в динамике цветовых порогов, отражающий дезинтеграцию деятельности ВНС.
|