ранги зеленого и синего при ФР и зеленого при ФТ соответствуют предсказанному
соотношению, то в случае ФВ и особенно ФТ экспериментальные результаты, скорее,
противоположны теоретическим предсказаниям и носят другой характер, чем при
проведении методики Э.Т. Дорофеевой. Продуктивное обсуждение результатов Н.К.
Плишко, к сожалению, затрудняется тем, что автор не представил данных о достоверности
различий в цветовых предпочтениях в зависимости от функциональных состояниях НС и
не сообщает, проводился ли учет фоновых цветовых выборов.
Таблица 4.4.4.
Функциональные состояния
ФВ
ФР
ФН
ФТ
Цвета
Средние ранги цветов
Серый
6.7
6.2
6.85
7.1
Синий
5.3
5.06
6.35
5.95
Зеленый
2.0
2.12
1.85
2.65
Красный
3.8
3.37
2.6
2.45
Желтый
3.7
3.95
4.65
3.15
Фиолетовый
1.8
2.47
2.15
2.25
Коричневый
5.4
5.03
5.8
5.02
Черный
7.3
7.3
6.8
6.45
Ранговый ряд
52431607
25346107
25346170
53246170
Экспериментальные соотношения
+2 =1
+2 -1
+2 -1
+3 1
Несмотря на это, подход, предложенный Н.К. Плишко, безусловно, является
перспективным, что подчеркивает необходимость новых исследований в данном
направлении.
Резюме
Цветовые психодиагностические методики относят к экспресс методам. В этом
понятии, кроме указания на скоростной характер тестирования, неявно содержится и
намек на определенную поверхностность данных методов, как чересчур «торопливых».
Но, как можно было убедиться, ознакомившись с содержанием заключительной главы, у
цветовых методик в большей степени присутствует первое достоинство, чем второй
недостаток.
Большинство цветовых тестов классифицируются как проективные методы. Если
исходить из того, что «проективный» означает способный выявлять неосознаваемое, то
это так, но если рассматривать процедуру цветового ранжирования, то «проективного» в
ней совсем мало, если есть вообще, при условии, что понятие «проективный» не толкуется
слишком широко.
Важно отметить и такое достоинство цветовой психодиагностики, как ее игровой
характер, особенно у методов, основанных на процедуре цветового ранжирования. Это
немаловажно там, где больной или здоровый человек настроен негативно по отношению к
тестированию и рассматривает вопросные методы в качестве провокационных и
«опасных» для себя. Когда такой испытуемый знакомится с цветовым тестом и
соглашается на тестирование «этой игрушкой», это не означает, что его негативизм
магически устраняется, но разве можно «серьезно» относится к какому-то там цвету.
|