67
Психопатология героического прошлого ¹
Традиционная для России героизация военного прошлого в последние годы подверглась
существенным трансформациям как в связи со спецификой политической и нравственной оценки
афганских и чеченских событий, так и в связи с более полной и гораздо более объективной
информацией об ужасах Гражданской и Второй мировой войн.
Не вдаваясь в подробное обоснование, я хотел бы сразу отметить, что героизация это обычно
удел победоносных войн и всегда имеет в значительной степени компенсаторное значение.
Поражение, в том числе моральное, даже при реальном успехе всей кампании, создает для ее
участников принципиально иную социально-психологическую ситуацию, проекция которой
простирается на всю оставшуюся жизнь.
В 1989 г. на основании афганского опыта и, вначале недоверчивого, а затем все более
потрясающего меня сопоставления его с опытом участников Второй мировой войны, по аналогии
с известным определением Н. И. Пирогова, я назвал войну «эпидемией аморальности».
1 Впервые опубликовано под заголовком «Психопатология героического прошлого и будущие поколения в кн.:
Актуальные вопросы военной и экологической психиатрии. СПб.: Военно-медицинская академия, 1995. С. 38-45.
Основанием для этого вывода послужили не «отдельные случаи» маргинализации языка и быта, о
которой периодически вспоминают режиссеры и писатели, и даже не безусловная аморальность (с
точки зрения нравственных императивов XX в.) такого способа разрешения конфликта, как
физическое уничтожение противника, в большинстве случаев принимаемое и оправдываемое как
необходимое зло, а реальная криминализация и психотизация поведения личности в боевых
условиях.
Проведенный на протяжении последних лет анализ позволил сделать очень непростой для меня
вывод о том, что наряду с реальным героизмом, взаимовыручкой, боевым братством и другой
относительно позитивной атрибутикой войны грабежи и убийства (как исход «разборок» среди
своих), средневековые пытки и жестокость к пленным, самое извращенное сексуальное насилие в
отношении населения (особенно на чужой территории), вооруженный разбой и мародерство
составляют неотъемлемую часть любой войны и относятся не к единичным, а к характерным
явлениям для любой из действующих армий, как только она вступает на территорию (особенно
в случае иноязычного) противника.
Уже затем и обычно много позднее в сознании ее непосредственных участников война
начинает идентифицироваться со страхом смерти, унижением плена, непростительностью вины и
неизбежностью возмездия за все содеянное. Но все это приходит потом и в отличие от публично
провозглашаемых героических воспоминаний молчаливо проецируется на все межличностные, в
том числе и прежде всего внутрисемейные отношения, составляя часть их эмоционального
поля, а иногда и весь их эмоциональный фон, когда немой ужас дня сменяется криками,
доносящимися из ночных кошмаров.
Сейчас уже всем известны и многократно описаны даже в популярной литературе некоторые
поведенческие и психопатологические эквиваленты этой неизбывной тревоги (страх нападения
сзади, бредовые идеи идентификации себя с убитыми, навязчивые идеи самобичевания и т. д.). Но
это лишь наиболее очевидные, крайние и потому легко идентифицируемые специалистами
проявления ПТСР, в «анамнезе» которых скрываются мучительные воспоминания прошлого.
Казалось бы, самый простой способ забыть обо всем, но память не отпускает. Мы
совершенно не учитываем, что, как правило, эти воспоминания глубоко персонифицированы
друзьями юности, которые остались там навсегда, и вычеркнуть погибших из памяти для
большинства участников этих событий это все равно, что еще раз убить их, теперь уже
окончательно. Чаще всего это оказывается невозможным. Они живут в каждом из оставшихся в
живых, которые чувствуют себя обязанными не только помнить, но и мстить за обманутые
надежды, оплеванную боевую славу, поруганную честь и униженное достоинство. Поэтому любые
действия окружающих, затрагивающие именно эти болезненные струны, вызывают столь
неадекватные реакции, нередко потрясающие своей немотивированной жестокостью.
Я могу привести несколько подробно изученных мной случаев, когда «обычное» по
современным меркам оскорбление личности «афганца» незамедлительно «каралось», в том
|