23
Беседа третья.
Три закона внимания
Внимание и его законы
В обыденной жизни на человека постоянно действует множество раздражителей. Однако в
определенный момент времени он реагирует на те из них, которые в большей степени, чем другие,
соответствуют его потребностям и, следовательно, имеют для него более важное жизненное
значение. Значимые объекты привлекают внимание, определяют его направленность, менее
значимые в это время не замечаются.
Внимание необходимо человеку в его повседневной жизни в быту, в процессе общения с
людьми. Оно обеспечивает правильную ориентировку в окружающей среде: внимательный чело-
век вовремя заметит опасность и сможет ее избежать, устранит препятствие на пути. Внимание
может в процессе обучения превращаться во внимательность ценнейшую черту человеческого
характера.
Внимание как характеристика психической деятельности личности может быть описано тремя
законами:
законом апперцепции,
законом установки,
законом четырех составляющих.
Первый закон, который мы рассмотрим,закон апперцепции. Что такое апперцепция?
Термин апперцепция (от лат. ad и perceptioвосприятие) ввел Г. Лейбниц. Это понятие
неоднократно углублялось и расширялось учеными И. Кантом, И. Ф. Гербертом и В. Вундтом.
Закон апперцепции свидетельствует о том, что уровень внимания не является величиной
постоянной. У каждого человека уровень внимания все время колеблется. Человек может по-раз-
ному воспринимать один и тот же предмет и, наоборот, разные предметы воспринимать как один и
тот же. Отчего так происходит, от чего зависит уровень внимания в конкретный момент времени?
Закон апперцепции объясняет это следующим образом:
уровень внимания зависит от общей направленности личности к конкретному объекту, а также от
запаса знаний, от настроения, от физического и психического состояния, от энергетического поля,
в котором человек пребывает в данный момент.
Итак, главное следствие этого закона свидетельствует о том, что уровень внимания не есть
величина постоянная. Он зависит не только от нас, но и от массы внешних факторов. Зная это об-
стоятельство, можно научиться управлять своим вниманием, подстраивать его, компенсировать те
возмущения, которые поступают извне.
Второй закон закон установки.
Установка это приспособление организма к наилучшему вос-
приятию или реагированию. Явление установки было открыто немецким психологом Л. Ланге
(1888) при изучении ошибок восприятия. В дальнейшем теория установки была фундаментально
разработана грузинским психологом Д. Н. Узнадзе. В своих работах он выявил закономерности
закрепления такой готовности при неоднократном повторении ситуаций, позволяющих удовлет-
ворить данную потребность. Примером установки может служить поведение человека, идущего
вечером по узкой незнакомой лесной дороге. Он прислушивается к любому шороху,
всматривается в едва заметный просвет между деревьями, шаг его осторожен и тих. Он начеку.
Наблюдая за поведением нашего пешехода, мы понимаем, что установка поддерживает органы
чувств (слух, зрение и т. п.) в состоянии полной готовности к неожиданному восприятию.
Следовательно, установка это готовность к поведению или действию.
Установка проявляется не только в случаях, требующих максимального напряжения организма,
но более или менее длительная и ярко выраженная установка возникает при большинстве реакций
организма. У взрослых под влиянием опыта воспитывается длительность и устойчивость
установки, которая может возникать и на основе внутренних побуждений (например, при работе,
чтении, решении трудных задач и т.д.).
|