человеком, разыгрывает вовлеченность, близкую дистанцию, хорошее отношение к человеку.
Установки на вид деятельности
Итак, предположим, что диагностика проведена успешно, и вы не сомневаетесь, представитель
какого типа находится перед вами. Следующий шаг, который вам предстоит сделать, это оценить, в
какой отрасли те или иные социотипы эффективнее работают. А для этого познакомимся с четырьмя
установками на вид деятельности в обществе, которыми оперирует соционический анализ.
Коммуникативное пространство разбивается на четыре области с помощью осей «сенсорность
интуитивность» и «логика этика». Сочетание полюсов пересекающихся осей объединяет социотипы
в группы: 1) логико-сенсорные и сенсорно-логические, 2) этико-сенсорные и сенсорно-этические, 3)
этико-интуитивные и интуитивно-этические, 4) логико-интуитивные и интуитивно-логические.
Вот как это выглядит на схеме:
Этика
Логика
Сенсорика
социалы
управленцы
Интуиция
гуманитарии
сайентисты
1. Социотипы с сенсорикой и логикой (МАРШАЛ, МАСТЕР, УПРАВИТЕЛЬ, ИНСПЕКТОР),
которые расположены в верхней правой четверти, называются управленцами, так как они направлены на
управление предметами, орудиями, механизмами, а также людьми как участниками производственного
процесса.
Представителей этих социотипов рекомендуется использовать на руководящих должностях, а
также для эксплуатации и обслуживания техники.
2. Социотипы с сенсорикой и этикой (ПОЛИТИК, ПОСРЕДНИК, ЭНТУЗИАСТ, ХРАНИТЕЛЬ),
расположенные в левой верхней четверти, называются социалами,
так как чувствуют себя на своем
месте в социальной сфере деятельности торговля, здравоохранение, снабжение, сервис и услуги.
Используйте социальные типы для непосредственного обслуживания клиентов и в качестве
торговых агентов.
3. Социотипы с этикой и интуицией (НАСТАВНИК, ГУМАНИСТ, СОВЕТЧИК, ЛИРИК),
которые разместились внизу слева, носят название гуманитариев,
так как лучшая сфера применения
усилий для них это искусство, психология, языки, журналистика, педагогика.
Используйте гуманитарные социотипы для рекламы, создания имиджа, разработки фирменного
стиля, а также в психологической службе.
4. Социотипы с логикой и интуицией (ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ, АНАЛИТИК, ИСКАТЕЛЬ,
КРИТИК) расположены в нижней правой части схемы. Их название сайентисты (от англ. наука),
потому что природа наделила их пытливым исследовательским умом, способностью абстрактно
мыслить и строить логические концепции. Лучшая сфера применения сил сайентистов это научные
исследования, опытно-конструкторские разработки, составление программ развития, проверки
экспериментов.
Используйте сайентистские типы в маркетинговых исследованиях, оценке степени риска
кредитов, составлении инвестиционных программ, создании сложных компьютерных систем.
Различия внутри типа
Этот раздел предназначен для тех читателей, которые уже имеют навыки соционической
диагностики и хотели бы сделать следующий шаг в изучении личности человека научиться различать
«промежуточные» типы, связанные с усилением тех или иных качеств по отношению к «чистому» типу.
Прежде всего сдвиги заметны в эмоционально-коммуникативных, темпераментных качествах
человека. Наряду с ярко выраженными экстравертами встречаются и более «холодные» их варианты,
которых по неопытности можно спутать с интровертными типами. Подобные смещения наблюдаются и
у интровертов. Некоторые их представители ведут себя довольно экспрессивно, что в определенной
степени сближает их с экстравертными типами.
Технологически эти эффекты описываются как усиление в типе первой или второй функции.
Например, у логико-сенсорного интроверта (ИНСПЕКТОР) первой функцией является логика, а второй
сенсорика. Если коммуникативный акцент сдвинут на первую функцию, то образуется
|