Navigation bar
  Print document Start Previous page
 6 of 96 
Next page End  

константу. Для этого соционики берут не текущие значения признака, а направление его
приращения.
Допустим, вы тестируете человека по полярной паре признаков «этика-логика». Какой-либо
психологический тест интеллекта показал высокое значение признака «логика». Значит ли это, что
данный человек относится к логическому социотипу? — Нет, не значит. Ведь мы не знаем, в какую
сторону шло приращение.
Если бы мы постоянно усложняли задачу, а результаты тестирования при этом не ухудшались,
только тогда это свидетельствовало бы о том, что перед нами логик. А вот у натренированного на
данный класс задач «этика» при предъявлении усложняющихся заданий искусственно усвоенные им
приемы решения иссякнут и дальнейшие результаты окажутся гораздо хуже первоначальных.
Таким образом, соционика работает не с текущими значениями психологических величин, а
с теми фундаментальными
механизмами, которые за ними стоят.
Как сказали бы математики,
соционика подвергает информацию операции дифференцирования, строя свои определения на
производных высших порядков. С этой точки зрения соционику можно было бы назвать
метапсихологией — наукой, изучающей те явления, которые идут за психологией.
Различные определения социотипа
Объяснить, что такое тип, одинаково трудно как посторонним, незнакомым с соционикой людям,
так и ученым, в силу своей профессии занимающимся классификациями различных объектов и явлений.
Не подлежит сомнению, что тип — это один из высших разрядов такой классификации. Поэтому, когда
говоришь, что социотип это категория людей, объединенных общностью каких-либо внешних
или внутренних черт,
оппоненты соглашаются: ведь мы остаемся при этом на весьма и весьма
абстрактном уровне, не затрагивающем напрямую наши характерологические качества через сравнение
с другими людьми.
Когда я сужаю определение, утверждая, что тип это комплекс устойчивых пропорций
человеческой психики, многие начинают не соглашаться, так как не верят, что в человеке есть что-то
неизменное. Несведущие в типологии вообще не допускают, что устойчивые психологические типы
людей существуют, ученые же требуют дать объективный критерий выделения типов. Когда они
узнают о юнговских биполярных шкалах, то в один голос утверждают, что эти признаки не являются
закрепленными и поэтому стойких типов нет. Что ж, с ними трудно спорить, но все же попробуем...
Необходимо еще раз подчеркнуть, что в соционике под типом личности понимается нечто иное,
чем в психологии. Это различие столь существенно, что имеет смысл говорить о том, что соционика
имеет свой, отдельный от психологии предмет изучения. В чем же состоит это различие?
Психотип, как он понимается в дифференциальной психологии, — это как раз и есть устойчивый
комплекс характерологических качеств человека. Несомненно ли он устойчив, сами психологи
однозначно не скажут.
Социотип — это константа, то есть неизменная часть любой коммуникативной системы, ее
невидимая инфраструктура. Следовательно, социотип имеет идеальный характер, но его
проявления в жизни реальны и их легко обнаружить.
Для усложняющегося развития и без того сложной системы переработки информации, каковой
является психика человека, природа использует только путь надиндивидуальной наследственной
передачи. Дело в том, что чем более сложно устроена система, тем труднее ее перестраивать. Отсюда
вытекает необходимость уровня коллективного бессознательного, открытого Юнгом. Именно там
локализуется социотип как идеальный образец организации частей саморазвивающейся системы.
Учитывая вклад Юнга, я дал бы следующее определение предмета соционики. Социотип это
структура коллективного бессознательного, управляющая взаимодействием физического,
психологического, социального и интеллектуального проявлений личности.
Данное определение типа, по сути, подразумевает под ним сумму потенциальной энергии
личности, которая может реализовываться на любом из четырех доступных непосредственному
наблюдению человеком уровней коммуникативного пространства.
Все это «следы» типа. Действительно, каждый из нас оставляет в жизни свой след (книги,
продукты труда, отношения...), и то, каким будет этот след, наполовину определяется врожденными
социотипными свойствами человека. Другая же половина достижений человека — это воспитание, то
есть насколько человек овладел своим природно обусловленным потенциалом.
Hosted by uCoz