сопереживании и т. п.
3. Третий уровень взаимодействия в коммуникативном пространстве: дистанция далекая,
коммуникация поверхностная. Называется социальным,
так как регулируется общественными
нормами, традициями и ритуалами, законодательством, государственными институтами и т. д.
Этот уровень коммуникации подчиняет индивида интересам социума, поэтому носит наиболее
формальный характер. Объект социальной коммуникации выступает не как уникальная личность, а как
представитель того или иного социального сословия или профессиональной группы. На этом уровне
человек удовлетворяет свои потребности в карьере, обучении, труде и уважении.
4. Четвертый уровень взаимодействия в коммуникативном пространстве: дистанция далекая, но
коммуникация глубокая. Носит название интеллектуального,
или информационного,
уровня.
Осуществлять глубокую коммуникацию без соприкосновения с другой стороной можно лишь перенеся
весь информационный обмен внутрь себя, в свой мозг. При этом интенсивно работают память и
воображение человека. Только на этом уровне можно обращаться к глубинам своего подсознания и
добывать сведения, накопленные поколениями людей, жившими до тебя.
На информационном уровне человек удовлетворяет свои потребности в актуализации, раскрытии
своих талантов и способностей, творчестве, познании и самосовершенствовании.
Очень существенно, что описанные уровни не растянуты в линию, а образуют круг, то есть
соединены отношениями смежности и противоположности. Противоположными являются физический
уровень и интеллектуальный. Это значит, что они находятся друг к другу в отношении обратной
пропорциональности: чем больше человек живет физической жизнью, тем меньше он развивается
интеллектуально, и наоборот.
Так же исключают друг друга социальный и психологический уровни. Невозможно
одновременно заботиться об отдельном человеке (индивидуальный подход) и целой группе людей
(массовый подход). Макросоциум поощряет человека приносить личное на алтарь общественного, а
микросоциум, например его семья, требует противоположного: чтобы близкий человек больше времени
проводил дома. Причем пропорция 50 на 50 % означает коммуникативный кризис: состояние
колеблющихся «весов» крайне болезненно, ведь оно очень затрудняет выбор.
Хотя коммуникативные уровни и цикличны, но более удобно и технологично можно представить
их в виде вертикальной иерархии на плоскости. Их соподчинение в коммуникативном пространстве
имеет следующий вид:
А теперь применим понятийный аппарат социоанализа, чтобы описать проявления социотипа на
всех четырех уровнях пространства коммуникации.
Интересно отметить, что попытки упорядочить коммуникативное пространство
предпринимались уже издревле. По философской системе китайской «Книги Перемен» мир разделяется
на три потенциальных слоя: небо человек земля. Соционическая система координат
четырехмерна, поэтому усложняет мир еще на одну ступеньку:
небо социум человек земля
(инфо социо психо физио)
Система дифференциальных признаков юнга
Начиная с К. Г. Юнга идет традиция называть основные составляющие человеческой психики
«функциями». Юнг выделял четыре основные функции мышление, эмоции, ощущения и интуицию,
которые в сочетании с экстраверсией и интроверсией давали восемь психологических типов.
В коммуникативное пространство помещена личность человека, взаимодействующая с другими
личностями на всех коммуникативных уровнях. Уделяя равное внимание и индивиду, и окружающей
его среде, необходимо построить четырехмерную структуру самой личности.
Впервые такую модель предложил К. Г. Юнг в своей работе «Психологические типы».
Теоретически подобных моделей с базисом 4 можно построить больше тысячи. Дело в том, чтобы она
|