Navigation bar
  Print document Start Previous page
 131 of 197 
Next page End  

повседневной жизни.
Принципы анализа взаимодействий, постепенно развившиеся из внимательных наблюдений над
тем, что люди проделывают друг с другом, объясняют, каким образом люди «надувают» самих себя и
других, иногда с трагическими последствиями, и как они повторяют снова и снова такие шаблоны
поведения.
2. Теоретические основы
Известно, что в различных обстоятельствах люди говорят по-разному. Молодой конторский
служащий будет говорить одним тоном со своим начальником, другим тоном с женой, когда она просит
его вынести мусор по возвращении со службы, и опять-таки другим тоном со своим трехлетним сыном,
пролившим сливовый сок на его только что выглаженный костюм перед его уходом на службу. При этих
различных переживаниях меняется не только тон его голоса: меняется выражение его лица, чувства,
поступки и мысли.
Внимательное наблюдение за пациентами привело к открытию, что в каждый данный момент
времени индивид существует в одном из трех основных состояний, именуемых состояниями Эго.
Состояние Эго определяет, каким образом человек думает, чувствует и ведет себя в этот момент. Три
состояния Эго, в которых может находиться любой человек, носят названия Родитель, Взрослый и
Ребенок. [Слова «Родитель», «Взрослый» и «Ребенок», начинающиеся заглавными буквами, обозначают
состояния Эго; если же они пишутся с малой буквы, то родитель, взрослый или ребенок представляют
собой реальные лица.] Независимо от возраста, каждый человек, за исключением младенцев, может
существовать в одном из трех состояний Эго.
Родительское состояние Эго по существу копируется с подлинных родителей или авторитетных
личностей. Когда человек находится в родительском состоянии Эго, он проявляет иногда
попечительные и ласковые свойства своих подлинных родителей, а в других случаях — карательные
установки, нечестность или предрассудки родителей. Пациенты нередко удивляются, когда некоторые
их установки и жесты выводятся из соответствующих черт поведения их родителей; это особенно
характерно для людей, возмутившихся против родителей и затративших много энергии, чтобы от них
отделиться. Они упускают при этом из виду ряд основных особенностей своих родителей, впитав их в
себя и привыкнув рассматривать как свои собственные.
Взрослое состояние Эго по существу не что иное, как вычислительная машина. Это рациональная
и логическая часть личности, занятая преимущественно обработкой данных, наподобие большого
электронного мозга; чувства и эмоции тем самым ко Взрослому отношения не имеют.
Мы видим Взрослого, когда ученый излагает полученные им результаты группе своих коллег, или
когда домашняя хозяйка проверяет свой банковский счет. Взрослый — это тот, кто работает.
Психический процесс, необходимый плотнику, чтобы забить гвоздь, относится к ведению Взрослого. Но
когда он, промахнувшись, ушибает себе палец, Взрослый уступает место другому состоянию Эго. Не
всегда, однако, лучше всего находиться во взрослом состоянии Эго; на вечеринках такое состояние в
большинстве случаев тягостно.
Состояние Эго, именуемое Ребенком, — это часть личности, сохранившаяся от подлинного
детства. Дети могут быть капризными [Ребенок рождается свободным и откровенным. Когда он
становится старше, его личность складывается в процессе ранних взаимодействий с родителями.] или
милыми, очень счастливыми или очень несчастными, упрямыми или податливыми, и каждый человек,
независимо от его хронологического возраста, может иметь те же мысли и чувства и вести себя так же,
как некогда в детстве. Дети способны выходить за пределы ненужных или бессмысленных
общественных условностей (Родитель) и не любят тратить время на всесторонние логические выкладки
(Взрослый). Детскому состоянию Эго свойственны спонтанность, интуиция и творчество. Люди
постарше (начиная с четвертого года жизни) испытывают переживания, подобные детским, если им
присуща интуиция. Например, ребенок имеет обыкновение разглядывать какую-нибудь часть тела
другого человека, если она его заинтересует, в то время как его родители этого не одобряют. И когда
человек видит что-нибудь новое и интересное, он больше похож на ребенка, чем на родителя. Можно
сказать, что человек, проявляющий интуицию, — Ребенок, а не Родитель. Дети получают, по-видимому,
Hosted by uCoz