Пациент: Нет, я не умею общаться с людьми.
Врач: Ладно. Так вот, если у вас будет настоящий друг, вы получите то, за чем ко мне пришли, не
правда ли?
Пациент: Да, я согласен.
Это, по существу, контракт между Взрослым и Взрослым. И врач и пациент знают, ради чего они
работают, и ясно представляют себе, каким образом должен измениться пациент, чтобы лечение было
успешно. Контракты должны иметь простой и ясный смысл и формулируются в однозначных терминах.
Вот другие примеры контрактов: «Я хочу зарабатывать не менее ста долларов в неделю» или: «Я хочу
иметь половую потенцию». В контрактах этого рода пациент либо получает, либо не получает то, за чем
он пришел, и обеим сторонам ясно, достигнута ли поставленная цель.
Если пациент не способен в качестве Взрослого заключить контракт, эта неспособность
становится основным предметом лечения. Если события выходят из-под контроля, пациента
приходится иногда лечить против его воли. В течение некоторого времени врач может принять на себя
ряд родительских функций и тем самым ответственность за ситуацию Родитель Ребенок; например:
«Джордж, пора есть». Прилагаются все усилия, чтобы установить контакт со Взрослым пациента и
заключить с ним лечебный контракт. После этого лечение может продвигаться быстрее.
Структурный анализ это ранняя и применяемая во всех случаях фаза лечения, в которой врач и
пациент группы начинают различать, когда действующим состоянием Эго является Родитель, Взрослый
или Ребенок. Иногда это легко увидеть.
Хорас (пытаясь быть Взрослым): Поговорим об этом спокойно, Молли.
Врач: Почему же вы показываете на Молли пальцем, когда это говорите?
Хорас: Она ведет себя по-детски.
Здесь проявился не Взрослый Хораса, а его Родитель. Жесты, подобные указующему пальцу,
часто обличают состояние Эго. Поведение, слова, тон голоса, чувства все это помогает диагнозу
состояний Эго, и члены группы нередко выучиваются проницательно разгадывать их.
С состояниями Эго связаны две особенно часто встречающихся проблемы. Первая из них
исключение. Случается, что одно из состояний Эго одерживает верх и не дает проявиться другим. Если
одерживает верх Взрослый, то индивид становится весьма рациональным и объективным, но
лишенным ценностей и убеждений и неспособным к радости. Утвердившийся Родитель проводит
обычно свое время, искореняя все напоминающее детскую радость [«Американская готика» Гранта Вуда
представляет разительный портрет двух человек с утвердившимся Родителем.] (например, под именем
греха). Утвердившийся Ребенок может получать от жизни много радостей, но лишиться в конечном
счете всех ресурсов и даже остаться без пропитания. Поскольку состояния Эго естественны, каждое из
них выполняет свою необходимую функцию. Вопрос в том, какое состояние Эго лучше подходит к
данной ситуации.
Второй важной проблемой, касающейся состояний Эго, является заражение. Это происходит,
когда два состояния Эго сливаются и пациент не знает, какое из них действует. Шестилетняя девочка
просыпается и кричит: «Мама, мама, большой злой волк в моем шкафчике; я его слышала!» Мама входит
в ее комнату, включает свет, обнимает ее и говорит: «Не бойся, все будет хорошо!» (Родитель). Затем она
приступает к научному эксперименту. Она стаскивает одеяло с головы девочки и говорит: «Никакого
волка здесь нет». Она открывает дверцу шкафчика и говорит: «Сейчас посмотрим»
(экспериментирование) и, наконец, говорит: «Посмотри-ка сюда!» (заключение). Это научное
исследование усиливает Взрослого в ее дочери, между тем как ее утешения и объятия усиливают
Ребенка. Дочь ее спала и проснулась с фантазией (Ребенок). Фантазия эта была столь сильна, что
заразила ее Взрослого, и она была уверена, что слышала шум в шкафчике. Если бы ее Взрослый не был
заражен, она знала бы, что шум этот был одним из обычных звуков от чего-нибудь другого, например,
шелестом падающих листьев или собачьим лаем. Когда вышла ее мать, уделив внимание и ее Ребенку, и
ее Взрослому, оба они стали сильнее и смогли существовать отдельно; тогда девочка снова уснула.
Эта ситуация, когда фантазии Ребенка заражают вычислительную машину Взрослого,
встречаются в любом возрасте. Например, пациент может в испуге вообразить, что его преследует
какой-то мрачный тип. Это заражение типа Ребенок Взрослый известно под названием мании, и
врач поступает почти так же, как мать в описанной сцене, распознавая Ребенка и Взрослого и говоря о
|