3. Мозг
Концепция мозга как органа ожидания полезна в дидактических целях. Законно поставить вопрос
о способе хранения психической энергии. О функциях мозга можно прочесть в книгах:
Charles S. Sherrington. Man on his Nature. 2nd edn; Cambridge University Press, 1951.
W. R. Ashby. Design for a Brain. 2nd edn; Chapman & Hall, 1959 (см. русский перевод: Эшби У. Р.
Конструкция мозга. Происхождение адаптивного поведения. Изд. 2-е. М.: Мир, 1964).
4. Образы
Изложенная здесь концепция образов взята с видоизменениями у Фрейда, Юнга, Шильдера и
Берроу (Freud, Jung, Schilder and Burrow). Сравните:
С. G. Jung. Psychological Types. New York: Pantheon Books, 1959.
5. Представления
Наше истолкование образов, зарядов и представлений основано на фрейдовской концепции
представления и катексиса. Мысли Фрейда по этим вопросам рассеяны в его собрании сочинений.
Интересное изложение, с некоторыми замечаниями о всемогуществе мысли, содержится в работе Totem
and Taboo в книге The Basic Writings of Sigmund Freud / ed. by A. A. Brill. New York: The Modern Library, 1938,
pp. 865 77 (см. русский перевод: Фрейд 3. Тотем и табу. М.; Пг.: 1923).
Развитие этих понятий приводит к графическому методу изображения метапсихологических
идей, аналогичному методу аналитической геометрии.
Образ может быть представлен кривой интенсивности катексиса в его различных точках, а не его
объективной формой. Как раз это и изображается в некотором смысле на детских рисунках.
Ганс Вайхингер (Hans Vaihinger) излагает «Философию как если бы» («Philosophy of As If»). См. его
книгу под тем же названием, выпущенную издательством Routledge & Kegan Paul, 1966.
6. Индивидуальные различия
Гипотеза, согласно которой мозг отчасти подвергается эндокринному влиянию, при всей
кажущейся правоте еще должна быть доказана. В этом смысле представляет интерес применение лития
для лечения маниакально-депрессивных психозов. Представление о сильно «заторможенном» типе в
противоположность сильно «репрессивному» есть полезная в клиническом и дидактическом отношении
переформулировка концепции интроверсии и экстраверсии (скорее в смысле Фрейда, чем Юнга).
Подразделение интеллекта на три области можно найти у Торндайка в работе:
Adult Learning / E. L. Thorndike et al.; New York: MacMillan Company, 1928.
По поводу общего изучения интеллекта см.:
David Wechsler. The Measurement and Appraisal of Adult Intelligence. Baltimore: Williams & Wilkins
Company, 1958.
Факторы, упоминаемые в этом параграфе, могут быть сведены в полезную структурную
классификацию личности в виде таблицы. Классификация Юджина Кана (Eugen Kahn), на которой
частично основывается только что упомянутая, изложена в книге:
Н. W. Haggard, С. С. Fry. The Anatomy of Personality. New York: Harper & Brothers, 1936.
Многие скептически относятся к связи между физической конституцией и личностью; эта связь,
однако, удивительно хорошо оправдывается на людях, не являющихся скептиками. Многосложные
прилагательные так или иначе имеют сомнительный смысл; конституционные прилагательные также не
менее сомнительны, чем психодинамические. Висцеротоник, вероятно, дает в смысле предсказания не
меньше, чем пассивная зависимая личность и немногим более обескураживает в смысле терапии.
Конечно, первый термин представляет гораздо более объективную оценку, чем последний,
автоматически толкающий наблюдателя к определенным выводам.
|