людей, также стремящихся к тому, чего они желают в данное время, и готовых устранить всех и все,
мешающее им в этом, и со стороны природы, не всегда готовой предоставить желаемое в тот момент,
когда это нужно человеку, и не готовой измениться, чтобы облегчить ему жизнь.
Природа и другие люди не только препятствуют человеку, мешая ему удовлетворить тут же на
месте его желания, но также постоянно угрожают его жизни. Всевозможные энергетические системы
вокруг него: бурные моря, ревущие столбы воздуха, именуемые ветром, потрясающие землю вулканы,
готовые к прыжку звери и, наконец, другие человеческие существа все они также ищут пути
уменьшить свои напряжения, как только эти напряжения возникают. Мало того, что его раздражают все
эти мешающие ему динамические предметы, ему приходится еще следить, как бы не помешать самим
этим предметам слишком уж сильно или неуместным способом. Проблема его, следовательно, состоит в
том, чтобы найти наилучший способ обращения с другими энергетическими системами, с целью
удовлетворить свои желания возможно скорее и с наименьшей опасностью.
В некоторых частях света для этого применяется магия. За небольшое вознаграждение, например
за десяток собачьих зубов или оглушительную пластинку для проигрывателя, новогвинейский колдун
готов навести порчу на соперника в любви, досаждающего его клиенту; он исполняет это, втыкая
колючки в сделанное из травы изображение жертвы. Обитатели мест, посещаемых ураганами, полагают,
что ветер любит сырое мясо; чтобы умилостивить управляющего ветром бога и предотвратить
подобные ужасы в будущем, ему приносят в жертву животных. В некоторых частях света люди
представляют себе смерть чем-то вроде официанта, падкого на подачки, и улучшают свое самочувствие
щедрой благотворительностью. В нашей стране в такие вещи, разумеется, не верят; здесь полагают, что
наилучший метод это изучить, как могут вести себя другие люди и природа в различных условиях и
как добиваться от людей и природы желаемого результата с наилучшими шансами на успех. Итак, чем
вернее мы судим об окружающем, тем вероятнее получим то, что хотим.
Очевидно, чтобы удовлетворить свои желания, не навлекая на себя неприятностей, человек
должен научиться управлять своими либидо и мортидо; иначе говоря, он должен научиться ждать. Он
должен также научиться правильно судить о своем окружении и умело обращаться с ним, чтобы
уменьшить опасность поражения или гибели, когда придет наконец время действовать.
Это проблема управления. Человек должен научиться управлять тремя группами сил: самим
собою, другими людьми и природой. Это называется Принципом Реальности, потому что, чем более
реалистичен человек то есть чем точнее наблюдает он эти три вида явлений, тем скорее и полнее
он сможет безопасно удовлетворить свои либидо и мортидо. Принцип Реальности требует, чтобы
человек формировал четкие образы.
Как правило, люди имеют вполне удовлетворительные образы некоторых вещей из своего
окружения. Хороший фермер разбирается в явлениях природы. Удачливый бизнесмен понимает, чего
можно ожидать от людей в определенных обстоятельствах. Но лишь в редких случаях человек ясно
представляет себе, что могут заставить его делать даже без его ведома собственные либидо и мортидо.
Именно в этом отношении делаются крупнейшие и наиболее частые ошибки.
К счастью, мы имеем в себе нечто, позволяющее нам справляться с этой трехликой
действительностью, которую приходится удерживать в столь чувствительном равновесии. Эта система
называется Эго; как предполагается, она действует в соответствии с Принципом Реальности.
Предполагается также, что она производит правильные наблюдения и составляет правильные суждения
о внутренних напряжениях индивида и о напряжениях окружающих его энергетических систем;
предполагается, далее, что она руководит индивидом в соответствии с этими данными, наилучшим
образом способствуя его благу. С помощью этой системы индивид откладывает, когда это выгодно,
удовлетворение своих желаний, пытаясь перестроить окружающий мир таким образом, чтобы эта цель
оказалась достижимой впоследствии.
Чтобы выполнить свою задачу, Эго должно обладать некоторым мастерством в управлении
психической энергией, а также некоторым мастерством в обращении с людьми и вещами. Таким
образом, Эго это «орган мастерства». Энергия для осуществления этой функции получается из части
энергии либидо и мортидо, последовательно отщепляемой в раннем детстве; эта энергия становится
независимой и даже во многих отношениях противопоставляет себя первичной энергии либидо и
мортидо. По мере того как личность знакомится с действительностью, энергия Эго служит для
|