действуют вместе, производя некоторое движение, например пинок ногой. Спинной же мозг управляет
отдельными мышцами, сокращая их без определенной цели. Точно так же подсознание отличается от
сознания: наше сознание воспринимает как нечто непонятное и причудливое особый способ соединять
разные вещи, присущие нашему подсознанию. Если мы видим во сне базарную площадь, то она так же
мало похожа на реальную базарную площадь, как подпрыгивание ноги на пинок.
2. Из чего состоит подсознание?
Подсознание содержит главным образом неоконченные дела детства и относящиеся к ним
предметы. Здесь заключены напряжения, никогда не доходившие до сознания, но все еще способные
косвенно влиять на поведение, и напряжения, некогда бывшие сознательными, а затем подавленные.
Вместе с этими напряжениями находятся соответствующие образы; некоторые из них никогда не
доходили до сознания, другие же были вытолкнуты из сознания.
Поскольку игра воображения, или фантазия, столь же реальна для подсознания, как подлинные
переживания, многие из содержащихся в подсознании представлений мало связаны с
действительностью, но столь же влиятельны, как явления действительности. Хорошее представление об
Отце может быть основано на воспоминаниях и фантазиях о том, каким он был, или на нынешних
проявлениях его доброты.
Мы назвали подсознательные напряжения «неоконченными делами», потому что эти
напряжения не были сняты в прошлом, не исчезают, пока не будут сняты, и непрерывно ищут полного
или частичного облегчения на своих объектах или их заместителях.
Главные напряжения, присутствующие в подсознании большинства людей, это
неудовлетворенные оральные стремления, неудовлетворенные анальные стремления, а также
неудовлетворенные стремления дальнейшего периода жизни, начиная с пятого года. Эти напряжения
двоякого рода, происходящие от либидо и мортидо, от любви и ненависти. Они могут быть направлены
как внутрь, так и наружу. Напряжения, направленные наружу, принимают вид привязанности или
враждебности. Если же они направлены внутрь, то принимают вид стремления к привязанности и
одобрению или стремления к наказанию. Цели их меняются в широких пределах, от полового сношения
и убийства до простого взгляда на объект или удостоверенности, что он существует. Так же широко
меняются и объекты, начиная с родителей и родственников, кончая случайными знакомыми и
неодушевленными предметами. Какое-либо из напряжений или несколько сразу, даже противоречивых,
при подходящих обстоятельствах могут стать сознательными и искать прямого облегчения на своей
собственной цели и объекте или косвенного облегчения посредством смещения цели или объекта. Во
всем, что делает или воображает индивид, ищет облегчения возможно большее число напряжений,
сознательных и бессознательных.
Подсознательные (так же, как и сознательные) напряжения можно разделить на группы,
относящиеся к Ид и к Суперэго (Суперэго отщепленная часть Ид), так что в конечном счете обе
группы происходят от инстинктов Ид. Что индивид действительно делает и насколько он себя
выражает, представляет собой компромисс между этими двумя группами напряжений, происходящих
под контролем Эго (а Эго, по мнению некоторых ученых, в свою очередь также является отщепленной
частью Ид). (Эти расщепления не должны вызывать замешательства. Надо только помнить, что у
взрослых Ид расщеплено, а у маленьких детей не расщеплено.)
Если бы каждый пытался удовлетворить все желания своего Ид, это привело бы к разрушению
общества. Удовлетворение желаний Ид часто вызывает страдания других людей; свободное выражение
Ид означает удовольствия для могущественных и бедствия для слабых. Об этом свидетельствуют многие
политические ситуации, памятные в истории.
Напряжения Суперэго в нормальных случаях стремятся принести счастье другим людям. Они
способствуют развитию великодушия и внимательности. Основу нашей цивилизации в значительной
степени составляет победа Суперэго над Ид, и эта победа должна быть упрочена, чтобы цивилизация
могла продлиться. Сила развития, или физис, проявления которой мы видим в личности и в обществе,
при надлежащем ее воспитании в детстве действует вместе с Суперэго, так что индивид испытывает
потребность расти и вести себя «лучше», то есть в соответствии с принципами, свойственными зрелому
|