Простейшая операция, например выдавливание угря, может иметь сильное эмоциональное воздействие,
проявляющееся в сновидениях, а беспокойство от удаления зуба может основательно нарушить
психическое равновесие. Точно так же не может быть эмоционального расстройства, не влияющего на
тело, и все психические болезни сопровождаются определенными физическими явлениями.
Таким образом, не существует трех отдельных видов медицины, как могло бы подсказать слово
психосоматическая. Не может быть психической медицины, касающейся только психики, соматической
медицины, касающейся только тела, и психосоматической медицины, касающейся в некоторых случаях
того и другого. Есть лишь один вид медицины, и вся она психосоматическая. Медицина есть просто
медицина. Она не делится на психосоматическую и не психосоматическую. Правда, некоторые врачи
больше интересуются психическими аспектами болезни, а другие физическими, но каждая болезнь
является и психической, и физической. Болезни нет дела до того, знает ли об этом врач; она попросту
идет своим путем. Действительная проблема врача состоит в том, что делать с определенным
пациентом, страдающим определенной болезнью, определенным образом и в определенное время: легче
ли его вылечить психиатрическими или физическими методами, или сочетанием тех и других.
Вредность слова «психосоматическая» состоит в том, что оно вводит некоторых людей в
заблуждение. Считают, будто в некоторых случаях незачем заниматься психическим аспектом
энергетической системы человека, а достаточно ограничиться ее физическим аспектом; эти люди как бы
говорят: «Пусть одни врачи развивают психосоматическую медицину, а другие останутся при своей не
психосоматической». Не психосоматической медицины не существует.
4. Что такое невротическое поведение?
Мы видели, каким образом напряжения мортидо, не сумевшие найти облегчения посредством
своих естественных объектов, могут достичь своей разрушительной цели, обратившись внутрь, на
самого индивида, и причиняя ему физическую боль или болезнь. Напряжения либидо по своей природе,
по-видимому, также предназначены для внешнего выражения, и, если они обращаются на самого
индивида, они могут также сделать его несчастным. Вдобавок к физическим воздействиям, не
удовлетворяемые в течение длительного времени напряжения Ид могут причинить психические
затруднения, такие, как бессонница, неспособность к концентрации, неусидчивость, раздражительность,
мрачность, чрезмерная чувствительность к шумам, ночные кошмары, необщительность или ощущение,
что о вас все говорят. Наряду с такими симптомами хронического беспокойства, которые время от
времени могут появляться у каждого, у отдельных людей бывают симптомы особого рода: они страдают
истерией, параличом, слепотой, потерей речи и множеством других недомоганий, имитирующих
физические заболевания; другие страдают разными формами навязчивого поведения: они жалуются на
постоянные сомнения, неспособность принимать решения, непонятные страхи, преследующие их
мысли и неспособность воздержаться от повторения одних и тех же действий, например счета, мытья
рук, воровства или хождения по одной и той же дороге.
Все эти ненормальные способы частичного облегчения напряжений Ид, когда они представлены
достаточно сильно, имеют некоторые общие черты. Перечислим их.
1. Все они непригодны; это значит, что все они используют энергию таким способом, который не
может привести к конечному облегчению напряжения. Энергия используется для некоторой цели, не
удовлетворяющей инстинктов Ид так, как они этого хотели бы, и в конечном счете причиняющей
индивиду вред или несчастье.
2. Все они расточают энергию. Вместо того чтобы расходоваться под контролем Эго, энергия
растрачивается зря, вопреки всем усилиям Эго предотвратить такое поведение. Эго, руководствуясь
Принципом Реальности, в нормальных условиях использует энергию, чтобы изменить окружение в
направлении, позволяющем удовлетворить либидо и мортидо. Но в этих ненормальных условиях (от
язвы желудка до навязчивых комплексов) Эго теряет контроль над частью психической энергии.
3. Все они происходят от напряжений Ид, долго не находящих удовлетворения, от
«неоконченных дел детства».
4. Все они представляют собой замаскированные выражения желаний Ид, так хорошо
замаскированные, что в течение всей истории человеческой мысли их подлинная природа не была
|