5. Что такое невротический симптом?
Тот факт, что некоторое количество энергии находит свое выражение невротическим способом,
сам по себе не означает невроза. Люди, страдающие функциональными расстройствами, такими, как
головные боли, боли в желудке или запоры, не обязательно невротики, если, за исключением
подлинных болей и неприятностей, причиняемых им данным симптомом во время его проявления, они
чувствуют себя хорошо и способны продуктивно исполнять свои повседневные дела. Это особенно
видно на примере некоторых типов мигрени и сенной лихорадки. Болезни эти могут происходить от
накопившихся напряжений Ид, и во время приступа индивид чувствует себя неприятно; однако между
приступами он может чувствовать себя превосходно и даже во время приступа способен иногда
заниматься своим делом, хотя и не столь продуктивно, как обычно.
Истинный невроз бывает лишь тогда, когда борьба между инстинктами Ид и другими силами
психики отнимает столько времени и энергии, что индивид скверно себя чувствует в течение
длительных промежутков времени или не способен эффективно работать, открыто встречаться с людьми
и по-настоящему любить. В этом различие между невротическим поведением и подлинным неврозом.
Как мы уже отметили, по нашим критериям курение есть невротическое поведение, но это не значит,
что каждый курильщик страдает неврозом. Курение может быть даже полезно с точки зрения
производительности умственного труда, поскольку оно удовлетворяет напряжения, которые в
противном случае могли бы индивиду препятствовать. Истинный невроз сопровождается ощущением
несчастности, разочарования и фрустрации.
Невротические симптомы трудно распутать, потому что они происходят не от одного, а от
четырех видов напряжений, стремящихся к облегчению, и симптом пытается удовлетворить их все
сразу; это либидо и мортидо, направленные внутрь и наружу. Каждый симптом должен отвечать
следующим требованиям: он должен как-то ублажать самолюбие, индивида, например, привлекая к нему
внимание других; он должен доставлять какое-то удовлетворение внешнему либидо (в замаскированной
или символической форме), например, давая ему предлог звать на помощь; он должен наказывать
субъекта, например, причиняя ему физическую боль; и, наконец, он должен причинять вред другим, хотя
бы в замаскированной и символической форме, например, заставляя их ходить вокруг на цыпочках.
Подсознание, которое представляет собой естественную систему сил, управляется со всеми
этими напряжениями автоматически, без всяких выкладок; точно так же туча плывет по небу, не
размышляя; направление же ее определяется рядом факторов скоростью и направлением ветра,
вращением Земли, высотой, температурой, плотностью самой тучи и т. д. Если попытаться учесть все
эти факторы и вычислить, куда направляется туча и откуда она пришла, то задача выглядит сложной; для
тучи, однако, она вовсе не сложна: туча просто движется, куда влечет ее равнодействующая
приложенных сил. Подобным же образом силы человеческой психики действуют совместно, производя
некоторый симптом, который является автоматическим итогом всех обстоятельств, наличных в данный
момент; если эти обстоятельства меняются, то меняется и симптом. Пытаясь определить силы, стоящие
за симптомом, мы встречаемся с теми же трудностями, что и в случае с тучей; но если какое-нибудь
явление трудно объяснить, это вовсе не значит, что ему трудно произойти. Оно просто должно
произойти.
Симптом должен отвечать еще одному требованию: он должен настолько замаскировать желания
Ид, чтобы Эго и Суперэго не узнали их подлинной природы. Если такое узнавание происходит, то
симптом может исчезнуть, поскольку он больше не отвечает только что указанному условию; это один из
способов, которыми анализ симптома может его излечить. Если, однако, индивид не находит иного
способа справиться с напряжениями, стоящими за симптомом, то они могут попросту найти другую,
лучшую маскировку, и возникает новый симптом.
Это требование, которому должен отвечать симптом, можно сформулировать иначе: симптом
есть защита от сознания некоторых стремлений, сопровождаемая одновременным получением
некоторого удовлетворения с помощью этого же симптома. Таким образом, симптом есть (а) защита и (б)
символическое или косвенное выражение желания Ид. Символом такого удовлетворения может
служить что угодно, как-либо связанное с психическим образом удовлетворения. Например,
представление младенца о благополучии состоит, как уже говорилось, по крайней мере из трех
|